«Подустали мы от вражды»: почему скандал вокруг «Матильды» не расколол общество

30/11/2017 - 13:23 (по МСК) Михаил Рубин

Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), политолог и социолог Валерий Федоров рассказал, почему скандал вокруг фильма «Матильда» Алексея Учиеля на произвел раскола в российском обществе. 

Образ врага — это такой классический инструмент, который стремятся любые политики в любой политической ситуации использовать, особенно на выборах. Другое дело, что нам сейчас врагов придумывать не надо, у нас с врагами все нормально. Как в свое время сказал Владимир Путин, товарищ волк знает, кого кушает. И для абсолютного большинства россиян сегодня очевидно, что враги они не внутри, враги они вовне. Против нас санкции, против нас давление, против нас шантаж, угрозы и буквально каждый день подбрасывают все новые и новые свидетельства.

Сейчас очередная тема — это борьба за то, будет ли Россия на Зимней Олимпиаде 2018 года. Нужно еще придумывать каких-то врагов? Мне кажется, нет. Поэтому я сомневаюсь, что инструментарий, связанный с образом врага, в кампании президентской 2018 года будет активно использоваться. С врагами все понятно, вопрос не во врагах, вопрос в том, а что мы тогда делать будем в ситуации, когда Россия уже далеко не в первый раз за свою историю вновь находится в кольце фронтов. К счастью, пока не военных в большинстве своем, но экономических, социальных, гуманитарных.

То есть спроса и запроса на внутренних врагов нету у населения?

Вообще, честно говоря, подустали мы уже от вражды. Последние три года в этом плане были очень непростыми, но, опять-таки, враги, понимаете, в условиях внешнего давления, если страна здоровая, если общество здоровое, то оно не стремится разобщаться еще больше и искать внутренних врагов. И, кстати, все попытки найти этих врагов, которых было, конечно, немало за последние годы, они проваливаются.

Помните, какой был скандал вокруг «Матильды»? Вот очередная попытка расколоть общество по принципу: монархисты…

Но многие с удовольствием участвовали в этом.

Да. Но когда мы проводим общероссийские опросы, мы видим, что эта проблема вообще не существует для огромного большинства россиян. Люди просто не понимают, что там происходит. Люди выступают против цензуры, люди выступают против политических запретов на творчество, люди хотят сами разобраться, что такое с этой «Матильдой» произошло, хотят сами посмотреть этот фильм. Они, кстати, уже реализовали это желание. Но построить на этом политическую кампанию, мне кажется, не удалось. И это признак того, что общество в принципе в неплохой форме, несмотря на экономические сложности, на социальные сложности и на туманность нашего будущего.

Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

Другие выпуски