«У людей эмоциональная усталость и от Путина, и от Навального». Почему методы оппозиционера перестали работать

Объясняет политолог Аббас Галлямов
02/05/2019 - 11:57 (по МСК) Анна Немзер

Политолог Аббас Галлямов объясняет, почему, не смотря на то, что режим слабеет, оппозиция не может поднять голову, а последние инициативы политика Алексея Навального уже не вызывают такой отклик в обществе, как раньше.

Очень бы хотелось надеяться на здравый смысл, действительно. Скажите, пожалуйста, есть такой вечный вопрос про российскую оппозицию, есть вопрос про Алексея Навального. Мы видим некоторые его инициативы в последнее время: Мосгордума, Питер. Мы видим, что он появился на публике недавно, что было собрание в «Главклубе», что есть самые разные его инициативы: и профсоюзы, и вот эта проверка майских указов на их состоятельность и так далее, и так далее.

С вашей точки зрения, есть ли у него сейчас какое-то пространство для маневра? Облегчает ли ему его политическую миссию сложившаяся ситуация с протестами, с падающим рейтингом и так далее?

Понимаете, парадоксальная ситуация. Вроде бы, когда режим слабеет, оппозиция должна чувствовать себя лучше. Но у Навального проблема в общественном мнении заключается знаете в чем? Она заключается в том, что он слишком сильно ассоциируется с режимом, с которым он борется. И в этом смысле он парадоксальным образом стал частью той системы, с которой борется. Людей эта система уже достала, она им надоела.

Вы имеете в виду, когда говорят про его вождизм, про то, что он в чем-то похож на Путина?

Нет-нет, вы правы, но в данном случае я не об этом.

Это я не о своем мнении, я знаю, что такая позиция существует. К ней есть вопросы.

Да. Я сейчас не об этом, а о том, что людям поднадоела та риторика, которую они слышат от государства, но им поднадоела и та риторика, которую выдает оппозиция, критикующая государство. Людям вообще просто хочется взять и, как все шахматные фигуры, когда партия зашла в патовую ситуацию, хочется взять и смести все фигуры просто к черту с доски, да, и начать с чистого листа.

У людей эмоциональная усталость и от Путина, и от Навального, и в этом смысле это нормальная диалектика, в общем-то, логика диалектики. Навальный стал частью той системы, с которой борется. И поэтому привлечь общественное мнение к себе ему все сложнее. То есть сейчас у людей, когда они видят Путина, уже нет никакого слюноотделения, какое у них было раньше, то есть им это уже неинтересно, они всё, что он может сказать, уже заранее знают, они это слышали десятки и даже сотни раз. И то же самое у людей по отношению к Навальному. И в этом смысле Навальному все труднее оказываться в центре повестки.

Что странно, потому что от Путина мы действительно слышим тексты одинаковые довольно последовательно, а Навальный все-таки… Понятно, что есть его практика расследований, действительно, я понимаю, что это может в какой-то момент начать вызывать усталость: тут мы это узнали, тут мы это узнали, мы поняли. Но он все время придумывает что-то новое.

Да нет, почему? Извините, обвинения в коррупции на протяжении многих лет, «Партия жуликов и воров». Вот как это началось…

Обвинения в коррупции своим чередом. Действительно, создание профсоюзов.

Обвинения в коррупции, в репрессивности, в недемократичности.

Это обвинения. Но инициативы, которые он предлагает. Давайте мы сейчас заведем профсоюзы.

Да, идея с профсоюзами действительно была очень креативная.

Давайте мы проверим майские указы на их состояние. Это позитивная повестка.

Да, но если бы Навальный вылез с этой идеей, не будучи, так сказать, уже столь надоевшим, да, он бы привлек к этой инициативе гораздо большее внимание. А здесь просто потому, что это опять Навальный, мы его уже сотни раз видели, слышали и даже выходили на улицы под его знаменами, но ничего не поменялось и мы ничего не добились ― вот какая эмоция у людей доминирует в отношении Навального уже.

Он просто слишком долго на сцене, и в этом смысле я же и сказал, что ему все сложнее и сложнее привлекать к себе внимание. Даже очень правильная, хорошая инициатива с этим профсоюзом, правильная с политттехнологической точки зрения, даже она оказалась не в состоянии взорвать общественное мнение, понимаете?

Понимаю, да. Есть ли, с вашей точки зрения, у него сейчас какой-то выход, какой-то неожиданный ход или это должен быть принципиально новый человек, который действительно вот так еще не приелся, еще не пригляделся так?

Смотрите, новым лицам на самом деле тоже не так легко. Это только так кажется: все старые лица себя дискредитировали, страна ждет новых лиц, новое лицо появится во всей своей красе. Нет, на самом деле общественное мнение сейчас глубоко недоверчиво, так сказать. Разочаровавшись в Путине, в которого оно долго верило, оно в принципе настроено по отношению к политикам с недоверием. Авансом оно никому ничего не доверит, да. Ты появляешься, что-то начинаешь говорить, ты новое лицо, и на тебя сразу смотрят со скепсисом: «Ты еще что скажешь? Еще один, много мы вас таких видали».

Понимаете, какое настроение доминирует? И в этом смысле новым лицам совсем не так легко, как кажется на первый взгляд. И нельзя исключать того, что если не появится эффективных, убедительных коммуникаторов, людей, которые смогут преодолеть этот барьер недоверия, то новых фигур в российской политике в ближайшие годы и не появится. И тогда Навальный на безрыбье, так сказать, будет выглядеть нормальной рыбой. Других просто не будет. Этого исключать тоже нельзя.

Также по теме
    Другие выпуски