Путин перечеркивает свое основное достижение. Как новый оброк на металлургов разрушает построенную за 18 лет модель экономики​

18/08/2018 - 12:21 (по МСК) Анна Немзер

Журналист и публицист Сергей Пархоменко объясняет, что не так с предложением помощника президента Андрея Белоусова — он хочет ввести налог на свердоходы металлургических, химических и нефтехимических предприятий и изъять 500 млрд рублей на выполнение «майского указа» Владимира Путина. 

Есть одна такая новость, которая к нам пришла на фоне падающего рубля. Я сейчас про нее буквально одной строкой, потому что это экономическая история. Я на нее смотрю совершенно обывательски и хочу понять, что происходит, не с экономической точки зрения, а с общечеловеческой.

Помощник президента Андрей Белоусов в письме Владимиру Путину объявил, что он сейчас 500 миллиардов рублей хочет изъять у 14 металлургических, химических и нефтехимических компаний, потому что сейчас вот так мы всё и починим.

Я это вижу. Я очень мало смыслю в экономике и специально туда не лезу, потому что или разбираться всерьез, или не разбираться никак. Я понимаю, что мне за это время сообщили, что подняли НДС, и сейчас решим все проблемы; оттяпали пенсии, и тоже сейчас решим все проблемы. И вроде, казалось бы, сейчас путем этих довольно жестких и в общем, прямо скажем, довольно непопулярных мер мы как-то поднимем нашу экономику.

Но оказывается, что этого недостаточно. Оказывается, что надо поступить еще вот так. И у меня есть вопрос, что же это за дыра-то такая и что надо таким образом латать? И насколько это вообще всё?.. Что происходит?

Латать две вещи, совершенно очевидно. Латать социальную политику, которая отчасти в результате всяких гигантоманских проектов… Вот я однажды услышал такое слово от одного француза, когда только задумывался мост в Крым. Я слышал, как один француз другому французу рассказывал эту историю, что вот, значит, поскольку Крым теперь, значит, принадлежит России, то Путин задумал «фараонический мост», pont pharaonique. Мне ужасно понравилось это слово.

Значит, вот эти фараонические проекты, которые время от времени возникают, мост, чемпионат, трубопровод в Китай, который, совершенно очевидно, будет убыточным, и всякое такое прочее, ― значит, эти фараонические проекты стоят денег, и эти деньги уведены у социальной политики. И страна, которая, в общем, в связи с нефтяной конъюнктурой может считаться богатой страной, ведет себя по отношению к своему населению как бедная страна.

Она бедная в том, что касается образования прежде всего, и этим, конечно, она совершенно зарубает свое будущее. Российское образование разрушено, российская наука уехала в значительной мере. Она бедная в смысле здравоохранения, она бедная в смысле инфраструктуры, она бедная в смысле связи. Вот эта чрезвычайно важная вещь. Почему люди едут по-прежнему из деревень в города, а из маленьких городов ― в большие города? Не только потому что у них там вместо большого стадиона маленькая танцплощадка, а потому что у них там интернет плохо работает, потому что там связи нет, потому что там не доберешься ни до чего. И всякое прочее. И дорога плохая, и больница плохая, и школа плохая, и всё остальное плохое.

Также по теме
    Другие выпуски