«Призрак политического кризиса никуда не ушел»: почему россияне ждут перемен, но не смены правительства

30/11/2017 - 13:36 (по МСК) Михаил Рубин

Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), политолог и социолог Валерий Федоров рассказал об ожиданиях россиян в новом электоральном цикле. 

А чего от него сейчас ждут? Вообще чего ждут от будущего президента люди? Был запрос когда-то на молодого разведчика. Сейчас я не знаю, может ли Путин говорить о себе как о молодом, может быть, наоборот, ему выгодно сейчас говорить о том, что он умудренный опытом дедушка, тем более, что он объявил о том, что у него есть внуки. На что сейчас есть запрос?

Давайте не путать запрос на образ политика персональный. Вы сказали: разведчик. Ну да, это важная характеристика. Но все-таки больше люди ждут не таких персональных черт, это все-таки вторичная такая имиджелогия, люди ждут рецептов, люди ждут программ, люди ждут курса, который бы позволил решить актуальные проблемы страны. Какие проблемы сегодня стоят? Первая и главная проблема, конечно, — экономическая. Кризис закончился больше года назад. А есть ли рост? Вроде бы статистики обещают в этом году 1,8-1,9%, до 2% не доходит. Это хорошо? Хорошо, но очень мало. Мы ждем вертикального роста, мы ждем роста, который бы отразился на наших кошельках, на наших карманах, на наших зарплатах, пенсиях, пособиях. Такого роста мы пока не увидели. Поэтому главный запрос к любому политику, который возглавит страну по итогам ближайших президентских выборов — это экономический подъем.

Второй запрос — качественные рабочие места. Безработица у нас на историческом минимуме, но те рабочие места, которые есть, они не удовлетворяют значительное число россиян, они не обеспечивают высоких доходов, они не обещают большого развития, карьерного роста, профессионального роста и так далее. Поэтому нужны новые рабочие места, причем в секторе с высокой добавленной стоимостью. А это означает развитие экономики, не просто механический рост, а именно развитие, переход ее на более высокотехнологичные рельсы. Кто это сможет обеспечить? Вопрос. Вопрос ко всем кандидатам.

Третий запрос связан с состоянием системы здравоохранения. Ценность здорового образа жизни растет, требовательность общества к системе здравоохранения растет, а те реформы, которые идут, пока не дают видимого эффекта. Разочарование россиян в нашей системе здравоохранения в последние два года прогрессирует. Ну и, конечно, система образования — это ключ к формированию качественного дорогостоящего человеческого капитала. Здесь многое делается, но пока россияне…

То есть люди хотят всего хорошего, правильно я понимаю?

Если бы люди хотели всего плохого, это было бы очень странно, был бы вопрос об умственном и физическом состоянии этих людей.

Я к тому, что новых запросов не появляется по сравнению с прошлыми кампаниями.

Скорее, многие запросы устаревают. Раньше был главный запрос — победить кризис, мы все хотели достичь дна. Ну достигли этого дна, где-то август-сентябрь 2016 года. С тех пор прошло уже больше года. Ну неуютно сидеть на дне, надо уже отталкиваться от этого дна и идти вверх. Вроде бы экономисты говорят, что пошли вверх, но слишком медленно. И не чувствуем мы пока этого роста. А очень хочется. Потому что два года был кризис, мы все сидели, затянув пояса, и вот уже надоело, уже хочется себе позволить побольше. А на что позволить? Зарплаты пока особенно не растут, пенсии, индексации, пособия только-только начинаются, и явно не тем темпом, который люди ожидают. Поэтому главный запрос, конечно — экономический и социальный.

Политических, я так понимаю, нет? Суды независимые, какие-то изменения выборного законодательства, свобода?

Эта тематика беспокоит 6-10, ну максимум 15% опрошенных, в зависимости от формулировки, в зависимости от момента, когда спрашивать. Все-таки главная проблематика — социальная, экономическая. Узко политические или узко идеологические вопросы мало кого волнуют. Ну а если говорить о реформе судебной системы, ну, конечно, все мы хотели бы, чтобы суд у нас был независимый, честный, быстрый, справедливый, народный. Разумеется. Но не видят в реформе судебной системы путь к улучшению нашей с вами жизни, считают, что это, может быть, самый длинный путь. То есть не это направление главного удара, который сегодня востребуют россияне.

На обновление власти тоже нет запроса?

Есть запрос, конечно, на обновление власти, безусловно. Если к Владимиру Путину претензий нет, его воспринимают как в полном смысле патриарха политической системы, при этом человека вполне энергичного, здорового, дальновидного, очень трезвомыслящего, такого, который даст еще много очков вперед своим более молодым по физическому возрасту соперникам потенциальным, то все, что ниже — министры, губернаторы, мэры, депутаты — это все в зоне критики. Не мешало бы и, наоборот, было бы очень хорошо, если бы новый президент привел с собой обновленную команду. Запроса на такой, знаете, лозунг «Огонь по штабам! Всех снять, всех убрать», нет.

Люди на самом деле побаиваются слишком резких изменений, потому что призрак политического кризиса конца 80-х – начала 90-х годов, когда борьба в элитных кругах погребла под собой целую страну — Советский Союз — этот призрак никуда не ушел, люди о нем прекрасно помнят. Поэтому слишком быстрые изменения в политической сфере не привлекают людей, наоборот, они пугают. Поэтому если очень коротко, в двух словах выразить магистральный общественный запрос, то он такой: перемены, прежде всего, в социально-экономической сфере, но при сохранении политической стабильности без шатаний, без революций и без резких неожиданных прыжков из стороны в сторону.

Фото: Давид Френкель/Коммерсантъ

Другие выпуски