Леонид Радзиховский: «Всем осточертела эта партия, надоел Путин и надоела эта жизнь»

Как народ воспользуется слабостью власти, Навальный — пасом Золотова, а Кремль — конфликтом с Израилем
26/09/2018 - 18:32 (по МСК) Анна Немзер

Гостем нового выпуска программы «Политика. Прямая линия» стал Леонид Радзиховский, журналист и политолог. Он обсудил с Анной Немзер, как россияне стали искать альтернативу власти и какие нас могут ждать последствия протестного голосования в ряде регионов России, почему Путин переживает за будущие выборы губернатора Петербурга, чем должен ответить Алексей Навальный на вызов Виктора Золотова, чтобы увеличить свой рейтинг, и как конфронтация с Израилем толкает Россию к войне и США и может повлиять на отношение россиян к президенту.

Всем привет. Это «Политика. Прямая линия» на телеканале Дождь. Меня зовут Анна Немзер. И у нас сегодня в гостях политолог и журналист Леонид Радзиховский. Леонид Александрович, спасибо большое, что вы к нам пришли.

Начинаем мы с выборов, есть что обсудить. Странная ситуация, Москва всегда была протестным городом, тем не менее, в этот раз Москва проголосовала вроде бы как надо, и какие-то волнения начались в неожиданных местах, в регионах. Как-то вот не так, как все ожидали, не так проголосовала провинция. Как вам кажется, это были ситуативные проигрыши? Или это что-то более глобальное, более масштабное?

Ну, если смотреть на общий результат, а все-таки значение имеют не только эти четыре региона, где проиграла власть, а 26, где были выборы глав, то по цифрам это вполне среднеприличный результат для «Единой России», для Путина. В 22 в первом туре выбрали пропутинских губернаторов, а депутатов Думы, там семь депутатов, по-моему, выбирали, всех выбрали, как было записано — пять от «Единой России», а в двух округах, где не было «Единой России», там было, видимо, межпартийное соглашение, там выбрали соответственно коммуниста и жириновца. Поэтому с формальной точки зрения, по цифрам, по общим цифрам по стране, это средний результат, примерно соответствующий цифрам, которые были на выборах в Думу в 2016 году. Соответственно многочисленные крики о том, что это чуть ли не мирная революция, это, по-моему, чепуха.

Но то, что в четырех регионах проиграли путинские кандидаты, это любопытно. И мне кажется, что это говорит вот о каком феномене. Они проигрывают там, когда люди вдруг чувствуют, что есть альтернатива, что есть возможность выбора. Они побеждают там и тогда, когда люди твердо уверены, что никаких выборов нет, никакой альтернативы нет, все заранее предрешено. До той степени, в какой люди убеждены, что альтернативы нет, и хочешь-не хочешь, все равно будут они, они и побеждают. Как только открывается какая-то, может быть, случайно даже открывается, в силу какого-то стечения обстоятельств, какая-то щелка, и люди вдруг видят — батюшки, оказывается, есть альтернатива, оказывается, они не бессмертны, оказывается, есть форточка возможностей, тут же разбивают нафиг окно, и форточка превращается в огромную дыру.

Другие выпуски