Как власть делает вид, что стрельба в Казани не имеет к ней отношения, и почему Путин начал терять даже аполитичных избирателей

12/05/2021 - 18:34 (по МСК) Анна Немзер

В гостях у программы «Политика. Прямая линия» — социолог, философ Григорий Юдин. Поговорили с ним о том, почему первоначальная реакция власти на стрельбу в Казани показывает ее желание дистанцироваться от проблемы, а не решать их. Кроме того, обсудили новый контекст, в котором пройдут парламентские выборы осенью 2021 года — остался ли какой-то смысл голосовать и как власть сама, форсированно разделяя общество, привела к тому, что даже тот электорат, который принято считать аполитичными лоялистами, все меньше готов за нее голосовать.

Добрый вечер, дорогие друзья! Это «Политика. Прямая линия» на телеканале Дождь. Меня зовут Анна Немзер, и у нас сегодня в гостях Григорий Юдин, социолог, философ и профессор Шанинки. Добрый вечер, спасибо большое, что вы с нами.

Добрый вечер, спасибо за приглашение.

Мне придется начать со вчерашней новости о нападении в школе в Казани. Весь вчерашний день у нас шел спецэфир, где мы подробно рассказывали хронику событий, разговаривали с очевидцами. Тут единственное, что хочется сказать, это выразить мои самые горькие соболезнования всем родным и знакомым погибших, пожелать всем пострадавшим скорейшего выздоровления, как-то пережить это, этот ужас.

И вроде бы можно было бы на этом остановиться, но, к сожалению, есть несколько пунктов, которые надо обсудить. Немедленно появилось большое количество разных реакций, и общественных, и вполне таких официальных реакций власти, спущенных сверху, некоторое количество уже законопроектов, которые явились реакцией на эту трагедию. Не то чтобы что-то из этого казалось легитимной реакций.

Во-первых, надо действительно отметить несколько вещей. Вот этот человек, который совершил это чудовищное действие, довольно долго шел по улице с оружием, на которое у него было разрешение, и потом прошел, и вот все эти камеры, видимо, это фиксировали, все эти камеры, которые фиксируют, предполагаемо фиксируют людей на митингах, потом их забирают, и люди эти проводят ночи в ОВД. Это нужно зафиксировать на всякий случай, такое соположение фактов, на котором я хотела бы остановиться.

Значит, дальше у нас есть поручение президента ужесточить контроль за оборотом оружия. Это давно было, это было еще после инцидента керченского. Ничего тогда, насколько я понимаю, сделано не было, сейчас опять вот эта история. Является ли это хоть сколько-нибудь решением предложенной проблемы?

Прежде всего позвольте мне тоже присоединиться к словам соболезнования. Это большое горе для многих наших соотечественников. И понятно, что каждый примеряет эту ситуацию на себя, это для каждого тяжелое потрясение.

Что касается тех мер, которые были предложены, да, то они носят такой, в общем, реактивный характер. Знаете, на социологических факультетах обучение обычно начинают со старой доброй теории такого социолога Эмиля Дюркгейма, который разделял, значит, два типа человеческой солидарности. Он говорил, что она бывает механическая такая, реактивность и солидарность по сходству, и органическая. Так вот, механическая солидарность действует очень просто. Если она чувствует, что есть какое-то оскорбление, если она чувствует какое-то потрясение, то она сразу ищет, против кого нужно объединиться. Давайте мы кого-нибудь запретим, давайте мы против кого-нибудь выступим, давайте мы кого-нибудь накажем, давайте мы введем смертную казнь, две смертных казни, три смертных казни.

Это типическая реакция со стороны механической солидарности, то есть люди таким образом реагируют, пытаясь как бы найти убежище в этом самом типе солидарности. Это означает, что мы, в общем, исходим из того, что к нам все это не имеет никакого отношения, это что-то чуждое, всего этого у нас быть не могло, то есть это какая-то аберрация, это какие-то враги, это какие-то сумасшедшие либо еще какой-нибудь странный дефект, которого в принципе у нас быть не может. Нам надо сплотиться, если сплотиться, то таких дефектов больше не будет.

Также по теме
    Другие выпуски