ONLINE с Павлом Лобковым. Таможенный заговор. Кто на самом деле стоит за ужесточением таможенной политики?

24/01/2014 - 21:41 (по МСК) Павел Лобков

Последние таможенные изменения обсудили в прямом эфире c бывшим министром по налогам и сборам Александром Починком, депутатом Государственной думы Владиславом Четиным и телезрителями ДОЖДЯ.

Лобков: Мы обсуждаем сегодня животрепещущую тему, а именно: слухи, информацию, предположение о том, что таможня вводит дополнительные сборы с интернет-торговли. Казалось бы, это касается небольшого количества модников, которые покупают вещи в интернете. На самом деле, как и любое ограничение, это касается свободы. Я прочитаю вам короткую выдержку из впечатлений одного путешественника.

«Если кто-нибудь привезет в Московию какие бы то ни было товары, то он должен немедленно заявить и показать их у сборщиков пошлин или начальников таможни. В назначенный час они осматривают и оценивают их; даже и когда они оценены, все еще никто не смеет ни продавать их, ни покупать, прежде нежели они будут показаны князю. Если князь захочет купить что-нибудь, то в ожидании этого не позволяется, чтобы купец показывал свои вещи или чтобы кто-нибудь надбавлял цену. От этого происходит, что купцов иногда задерживают очень долго».

Сигизмунд Герберштейн, господа, 1517 год. Ну, а сейчас таможенная служба требует, если вы купили товар за границей, в чуждом нам мире – в интернете, посредством этих подозрительных технологий предъявить, чтобы растаможить, фотографию товара, выписку из банка, копию банковской карточки, паспорт с регистрацией, причем желательно, чтобы товар был доставлен туда, где вы зарегистрированы. Я думаю, что Сигизмунду Герберштейну было бы, о чем написать.

Александр Петрович, порадовал ли я вас Герберштейном?

Починок: Известные совершенно воспоминания, очень интересные, очень правильные. Так у нас и было.

Лобков: Сейчас разные участники отпираются. Может быть, у вас есть информация, действительно ли таможня собирается ввести эти драконовские меры для получения товара, заказанного по интернету?

Починок: Секундочку, она ничего нового не вводит, мы с вами могли заказывать и получать без пошлины посылки стоимостью до тысячи евро. Лимит был понижен до 150, поэтому, когда посылка переползает через предел 150, то нужна таможенная очистка. А вот если вы приходите на таможенную очистку, тогда таможенники просят предъявить эти бумажки. Почему? Потому что им кажется, что под видом просто покупки товаров частными лицами из-за границы началась деятельность по созданию альтернативной торговли, и это не граждане покупают, а это значит, такие внесистемные торговые фирмы покупают, а потом гражданам поставляют.

Лобков: Но мы же знаем с вами, что это было раньше.

Починок: Проверяют, что вы ли заплатили, вашей ли карточкой.

Лобков: Были у нас и раньше такие модные магазины, которые своих милых сотрудниц посылали на выходные в Милан. Они приезжали, все обвешенные часами и колье для личного потребления, а потом это все оказывалось на прилавках. Это же технология целая.

Починок: Только этого сейчас не сделаешь, потому что лимит 60 тысяч, а остальное заплатите при въезде в страну.

Лобков: А мне все-таки кажется, что это лобби ритейлеров, потому что зачастую торговая наценка у нас так велика в силу, опять же, и пошлин, и того, что логистика у нас дороже, чем в Европе, потому что и дороги у нас плохие, и рисковать никто не хочет, и фактор гастарбайтеров существует, фактор риска большой, и накрутка, у нас меньше 200% никто за бизнес не возьмется, поэтому люди и стали покупать товары в интернете. Бедные ритейлеры, может быть, через свое лобби в Госдуме таким образом себе и проторили дорожку к счастью, вам не кажется?

Починок: Может быть. Может быть, ритейлеры, может быть, таможенники, которые решили, что потеряно 200-300 миллионов для бюджета. Но их беда в то, что те люди, которые так заказывали в интернете, в магазины нашей розничной торговли не пойдут, потому что это совершенно разная категория людей. Есть которые выискивают всякие мелочи и на eBay покупают во всем мире, есть те, для кого разница в 100 долларов очень велика, и они ищут, как любимый гаджет найти подешевле, и в случае наличия пошлины они просто это не купят и в розницу не пойдут, будут искать другой вариант, сами, в конце концов, привезут. То есть не будет увеличения доходов, будет ограничение возможности людей, только и всего.

Лобков: Ну, и расцветет, как я понимаю, еще и знаменитая «рисовая сумка». Я честно признаюсь, я растения не могу заказать зачастую по интернету, потому что санитарный контроль, хотя они чище, чем у нас. Но я пользуюсь «рисовой сумкой».

Починок: Это понятно, вы молодец. Тут еще надо учитывать, помимо денежного фактора и фактора ограничений, еще то, что люди очень боятся потери времени. Мы знаем, с какой фантастической скоростью быстрой работают наши почтовые органы, действительно, специалисты по экспресс-доставке боятся, что от любых нововведений подобного типа замедлится скорость прохождения их посылок, а вот они привыкли за нее по всему миру отвечать.

Лобков: Вроде как они уже отказались, они сказали: «Мы больше не будем принимать товары интернет-доставки в Россию», по крайней мере, DHL официально об этом заявило, остальные думают.

Починок: То-то и оно, они просто боятся, и правильно делают. Поэтому сейчас нужно, наоборот, расчищать эти препятствия, объяснять, что это несерьезно, объяснять, что мы погорячились, вводить простые порядки декларирования. И действительно позволить нормально доставлять товары по территории России. Потому что в той же самой Европе, в Америке мы можем, если нам очень надо, знать с точностью до часа, когда товар придет, а у нас с точностью до месяца, если знаем, то хорошо.

Лобков: Сегодня сообщение как раз из Новосибирска пришло: «18 января приобрел в  Amazon.com читалку  Kindle, 22 января пришло сообщение, что нужны дополнительные документы»,  причем из UPS позвонили, не из таможни, что нужны развороты паспорта, регистрация, подтверждение заказа, анкетные данные и фото товара.  И вот пишет пользователь нам, который захотел остаться анонимным: «Брокеры UPS помогают мне вызволить заказ из лап таможни». То есть брокерам UPS  это не сдалось, они не хотят брать на себя, очевидно, дополнительную работу за те же деньги.

Починок: Они – ответственные люди и стараются выполнить наши правила, хотя, конечно, правила дурацкие, но они стараются их выполнить.

Лобков: Александр Петрович, а это укладывается в общую систему ужесточения всего и вся, когда государство превращает всех нас в служащих корпорации России? Это же с точки зрения экономики мелочь, это горстка хипстеров, а из-за этого имидж существенно ухудшается. Стоит ли овчинка выделки или это такой принципиальный путь – усложним все, где можно?

Починок: Вот беда в том, что это шаг в обратном направлении. Мы же сказали, что мы вступали в ВТО, значит, мы поддерживаем идею об открытии границ, о собирании пошлин, о свободе перемещения товаров, которые вызывают развитие промышленности, хозяйства. А теперь опять начинаем строить дополнительный барьер. Это зажим, который приводит только к минусам.

Лобков: «Обилие ненужных предосторожностей дaет рaботу мaссе мелких чиновников; кaждый из них выполняет свои обязaнности с видом педaнтическим, строгим и вaжным, призвaнным внушaть увaжение к бессмысленнейшему из зaнятий; он не удостaивaет вaс ни единым словом, но нa лице его вы читaете: «Дaйте мне дорогу, я - состaвнaя чaсть огромной госудaрственной мaшины». Это Астольф Де Кюстин, известный русофоб, 1839 год. Так что всем, кто сталкивается с проблемами при растаможке какой-то любимой вещицы, розовых тапочек, например, или костюма для котика, грибочка, купленного по интернету, то рекомендую в долгие часы ожидания длинную книжку Астольфа Де Кюстина взять, и там вы прочитаете все, что можно узнать о современной таможне.

Другие выпуски