Михаил Барщевский – представитель президента РФ в высших судебных инстанциях: «Осужденные должны иметь право в суде доказать, что занимались предпринимательством»

15/05/2013 - 19:37 (по МСК)
Тимур Олевский поговорил с одним из авторов акта амнистии для предпринимателей о том, как осужденным выйти на свободу.

Тимур Олевский:  - Что будет, если амнистия коснется человека осужденного по нескольким статьям, попадающим под амнистию и другим, под амнистию не попадающим?

Михаил Барщевский: - Обычно это делается так, когда по закону суд выносит приговор подсудимому по нескольким статьям, он назначает наказание по каждой статье: « за это 3 года, за это 2 года, за это 3 года», и по совокупности преступлений, путём техничного сложения, там  4 года». По двум статьям проходит амнистия, соответственно два наказания отпали. Уже совокупности нет. В этой ситуации максимальный срок наказания -  это наказание назначенное по статье, которая не  попала под амнистию. Но, в этой ситуации приговор подлежит пересмотру.
Применительно к разговорам о грядущей  амнистии, сейчас очень много спекуляций и рассуждений, как правило, у людей, которые проект амнистии даже не читали. Тем более, что официального, внесённого в Госдуму, постановления ещё не было.

Я хочу пояснить свою позицию. Прежде всего, речь должна идти о широкой амнистии, не только для предпринимателей,  а вообще о широкой амнистии по преступлениям, которые не носят насильственного характера, такие как  изнасилования, терроризм, наркоторговля и т.д. Амнистия должна распространяться на детей несовершеннолетних и на лиц осужденных за нетяжкие преступления, в том числе , может быть с акцентом на предпринимателей. Но, это не должна быть амнистия только в отношении  предпринимателей.

Повод для амнистии у нас есть- в этом году 20-летие Государственной думы, 20-летие  Конституции, и вообще за время президентства  В. Путина еще не было широкой амнистии.

Соображение второе.  Очень трудно отделить предпринимателей от не предпринимателей  на уровне текста постановления, поэтому я думаю, что лица, в отношении которых амнистия не будет принята, должны иметь право в судебном порядке это оспаривать  и доказывать в суде, что их действия носили  предпринимательский характер. 

Очень простой пример - большинство предпринимателей осуждено  по статье 159 -  мошенничество.  Мы сейчас не обсуждаем, было ли там мошенничество или не было. Но по той же статье 159-ой, осуждают условно цыганку, продающую на вокзале латунные кольца под видом золотых. Вряд ли стоит таких осужденных относить к предпринимателям, и подводить под амнистию. А статья одна и та же. Поэтому возникает проблема, если делать  амнистию только для предпринимателей, то придется почти каждое дело, ну, или многие дела, рассматривать в индивидуальном порядке в суде. Ничего страшного, защита предпринимательства того стоит. К тому же под амнистию должно попасть порядка 110 тысяч предпринимателей, но в местах лишения свободы содержится только 12 тысяч, поэтому это не такая большая нагрузка на суды, если даже большую их часть рассматривать в судебном заседании.

Эта амнистия должна изменить психологическое отношение к предпринимательству  в России. Страшные цифры -  к уголовной ответственности привлекается  каждый шестой предприниматель. Кто же после этого будет заниматься  бизнесом? А это те самые налоги, а налоги- это , между прочим, те самые пенсии, создание рабочих мест. А рабочие места- это, опять, те же налоги, а на эти налоги строятся дороги, и так далее. То есть ментально в обществе ещё не пришли к пониманию того, что предпринимательство, а не просто какой-то бюджет абстрактный, есть основа процветания страны. Когда это поняли в Сингапуре, Сингапур превратился в город - сад, когда это начали понимать в Китае, Китай показал самый большой рост экономики в мире. А страна, которая это поняла давно, или изначально, если хотите, я имею в виду  США, сегодня дает 25 % процентов мирового ВВП. Поэтому эта амнистия - один из необходимых, но недостаточных  шагов для изменение ментального отношения населения к предпринимателям.

Т. О.: Авторам амнистии мешает то, что ее привязывают к конкретным фамилиям или нет?

М. Б. - Не знаю, попытка привязать к конкретным фамилиям, как минимум, в некоторой степени проявление идиотизма, и  зашоренности. Никто не говорит, что амнистия принимается для того, чтобы освободить Иванова, Петрова и Козлова. Для этого принимается не акт амнистии, а акт помилования, например. Стоило бы огород городить из-за  двух-трёх, пяти человек, какое бы у вас или у меня отношение к ним не было. Речь идёт об исправлении отношений с предпринимателями, речь идёт об исправлении, мягко говоря, ошибок правоприменителей накопившихся  в отношении предпринимателей на сегодняшний день.

Также по теме