Журналисты нашли среди высланных НАТО россиян переводчика Шойгу и разведчика с Рублевки

10/01/2022 - 18:07 (по МСК)

Один из первых и самых ярких эпизодов нынешнего обострения отношений между Россией и НАТО случился осенью 2021 года, когда НАТО выслал из Брюсселя восемь российских дипломатов, обвиненных во «враждебной деятельности» и принадлежности к российской разведке. Их фамилии до сих пор не назывались, но журналистам издания EUObserver в совместном с центром «Досье» расследовании удалось выяснить, кем были высланные из Брюсселя россияне и чем они занимались до работы в российской миссии.

В начале октября 2021 года НАТО объявил о решении сократить российскую миссию вдвое и выслал из Брюсселя восьмерых российских дипломатов «за враждебную деятельность». На следующий день генсек НАТО Йенс Столтенберг объяснил, что это решение не связано с конкретным событием, но заявил, что в течение некоторого времени альянс наблюдал «усиление российской вредоносной деятельности» и фактически обвинил российских дипломатов в том, что они были офицерами разведки и занимались шпионажем под прикрытием.

В ответ МИД России заявил, что «эта возмутительная акция в корне противоречит заявлениям руководства НАТО о готовности нормализовать отношения с Россией», а Владимир Путин закрыл представительство НАТО в Москве.

Фамилии российских дипломатов не назывались. Однако журналисты издания EUObserver и центра «Досье» выяснили, кем были высланные сотрудники российской миссии и чем они занимались до работы в Брюсселе.

Семейный подряд

По информации расследователей, восемью высланными дипломатами были Александр Смушко, Василий Епишкин, Сергей Чесноков, Станислав Телегин, Олег Демехин, Дмитрий Филиппенок, Игорь Ковалев и Надежда Обухова.

Александр Смушко до работы в российской миссии несколько раз приезжал в Брюссель в составе официальных делегаций Главного управления по международному военному сотрудничеству Минобороны (ГУМВС). По данным журналистов, Смушко учился в Военном университете Минобороны (ВУМО) на факультете иностранных языков и зарубежной военной информации. Как рассказывал сам Смушко в интервью телеканалу «Звезда», часть выпускников ВУМО отправляется на службу в Главное управление Генштаба, а военных переводчиков распределяет по военным учреждениям и подразделениям. Также студенты несли службу «практически во всех странах, в которых проходили войны или вооруженные конфликты — Сомали, Египет, Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Афганистан, Алжир, Югославия».

После учебы Смушко работал военным переводчиком у бывшего главы ведомства Анатолия Сердюкова, начальника Генштаба Валерия Герасимова, а также у Сергея Шойгу. «В такой работе взаимопонимание — важнейшая вещь. У предыдущего моего начальника это случалось по настроению. С Сергеем Кужугетовичем работать проще. Я сижу всегда слева от него, иногда в специальной кабинке. Часто приходится переводить разные поговорки, пословицы», — рассказывал Смушко.

Александр Смушко сопровождает начальника Генштаба Валерия Герасимова. Фото: Досье, Минобороны 

Вместе с ним из Брюсселя уехала его жена Нина Смушко, которая, по данным журналистов, окончила тот же университет и дослужилась до ранга капитана. Нина Смушко также работала переводчиком, но в отличие от мужа, не у глав Минобороны, а для делегаций, приезжавших в ВУМО из Индонезии, Малайзии и Венесуэлы — стран, в которые Россия экспортирует оружие. «В России, в отличие от западных стран, шпионажем, как правило, занимаются на семейном подряде», — замечает в разговоре с EUObserver офицер контрразведки одной из стран НАТО.

Биг дата и технический бекграунд

Двое высланных российских дипломатов оказались с техническим бекграундом.

Василий Епишкин, по данным EUObserver, закончил 609-ю кафедру аэрокосмического факультета Московского авиационного института (МАИ) в чине лейтенанта запаса. В вузе он изучал программирование, системы компьютерных коммуникаций, методы прикладной математики и аналитической обработки информации (Big Data). В 2017 году Епишкин участвовал в семинаре Big Data Europe в Брюсселе, где выступали ведущие специалисты в этой области из США, Европы, Индии и Японии. По данным EUObserver, в какой-то момент Епишкин служил в российской службе внешней разведки (СВР). Как пишут журналисты EUObserver, оба вуза — МАИ, который закончил Епишкин, и ВУМО, в котором учился Смушко — известны как поставщики кадров для российской разведки.

Похожий бекграунд, как пишут журналисты EUObserver, оказался и у Сергея Чеснокова, до Брюсселя работавшего предположительно в научно-производственном объединении «Антарис-ТП». По данным «СПАРК-Интерфакс», зарегистрированная в 1992 году «Антарис-ТП» (ликвидирована в 2017 году) занималась производством электронной аппаратуры и оборудования (в том числе специального назначения), геодезической и картографической деятельностью, а также деятельностью, связанной с использованием баз данных. Через совладельца (НИИ точных приборов) «Антарис-ТП» связан с государственным холдингом «Российские космические системы». 

Дипломаты с Рублевки

Только двое высланных из Брюсселя россиян закончили профильные для дипломатов вузы, специализирующиеся на международных отношениях — Станислав Телегин и Олег Демехин. 

«Как правило, рекрутеры начинают присматриваться к студентам [дипломатических вузов] с первого года, а ближе к защите дипломов кандидатов приглашают на конфиденциальную беседу и делают заманчивое предложение поработать на благо родины», — рассказывает источник. 

По информации издания EUObserver, Телегин после окончания вуза был приписан к валютно-финансовому департаменту МИД и поехал в командировку за границу. Как выяснили журналисты, в 1999 году Телегин, согласно декларации, получил за год 3702 рублей 75 копеек при средней ежемесячной зарплате более 1500 рублей. «Это обычная практика в разведке: как бы трудишься в одной организации, а зарплату получаешь в родной бухгалтерии по месту службы», — рассказал журналистам источник в одном из министерств, попросивший об анонимности.

По информации журналистов, местом жительства Телегина был указан ведомственный дом на Рублевском шоссе, построенный по заказу Управления делами президента. В похожем доме, но на Мичуринском проспекте, предположительно зарегистрирован и Олег Демехин. В соседях по дому у него значатся сотрудники Национального резервного банка и Внешэкономбанка, а также военнослужащие из войсковых частей СВР.

Еще одним высланным дипломатом называют петербуржца Дмитрия Филиппенка. Как выяснили журналисты, номер телефона, который, вероятно, принадлежит Филеппенку, оформлен на удостоверение офицера ФСБ. Документ выдан военной частью 55297, относящейся к управлению ФСБ по Западному военному округу. Как предполагают журналисты, Филиппенка могли отправить в Брюссель, чтобы шпионить за собственными гражданами — сотрудниками Минобороны в представительстве России. 

Также из Брюсселя выслали советницу постоянного представительства России при НАТО Надежду Обухову. В 2002 году она предположительно работала в кипрско-немецкой компании «Покупки на дом». В 2004 году Обухова стала атташе российского посольства в Оттаве, а в 2006 году, по версии журналистов, получила награду за подготовку и проведение встречи глав государств «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Меньше всего информации о восьмом высланном — Игоре Ковалеве. Журналистам удалось выяснить, что в 2002 году он работал в профсоюзе работников автомобильного транспорта, а через год перешел на автобазу МИДа. 

Высылка российских дипломатов из Брюсселя происходит не впервые. В 2009 году НАТО выслала по обвинению в шпионаже Василия Чижова и Виктора Кочукова, в 2015 году — еще около 30 человек в ответ на агрессию России в Украине, а в 2018 году — семерых россиян после отравления Сергея Скрипаля.

Однако, как пишут журналисты EUObserver, в Бельгии остаются сотни оперативных сотрудников. По данным источника EUObserver, как минимум половина (около 100 человек) российских дипломатов связаны с разведкой. Остальные (еще сотня человек) занимаются шпионажем под прикрытием коммерческих фирм, аналитических центров и некоммерческих организаций.

Также по теме