Забытое поручение Путина: как власти «ужесточали» закон об оружии после стрельбы в Керчи

13/05/2021 - 10:35 (по МСК)

После стрельбы в керченском колледже в октябре 2018 года — крупнейшем массовом убийстве в учебном заведении в истории современной России — депутаты отреагировали рядом законопроектов и предложений. Но несмотря на решительные требования президента ужесточить оборот оружия, большинство документов не добрались даже до первого чтения, а по мере того, как шутинг в Керчи забывался, появлялись законопроекты, которые наоборот смягчали правила получения оружия. Рассказываем, что реально изменилось в российском оружейном законодательстве за последние три года.

Проект Росгвардии: «слишком жесткий»

 

«Необходимо серьезно усилить контроль в сфере оборота оружия. Жду от вас здесь конкретных предложений, в том числе и законодательного характера», — требовал Владимир Путин в октябре 2018 года, через неделю после стрельбы в Керчи. Тогда погиб 21 человек, а 67 пострадали.

Вопрос об ужесточении поручили Росгвардии. Вскоре на портале нормативных актов появился проект изменений в закон об оружии. Ведомство в числе изменений предлагало обязать владельцев оружия в течение трех дней сообщать о своем местонахождении, если они покидают место прописки, и разрешить перевозить оружие по воздуху на основании документов авиаперевозчика.

Через пять месяцев, 29 марта 2019 года, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал документ, но в сокращенной форме. Из него исчезли поправки, касающиеся владельцев оружия, а осталось по сути только правило, позволяющее перевозить оружие воздухом без получения разрешения от Росгвардии. Спустя полгода после поручения Путина новое постановление фактически наоборот смягчило правила оборота оружия. 

Сопротивление в Кремле

К июню 2019 года Росгвардия разработала еще один — гораздо более обширный — пакет поправок. Он касался не только закона об оружии, но и статей УК, КоАП, УПК и других законодательных норм. В открытом доступе этих документов не было, но они оказались в распоряжении «Новой газеты». 

В числе поправок, как пишет «Новая газета», были предложения обязать владельцев оружия обновлять медицинскую справку раз в год, а не раз в пять лет, законодательно закрепить учет оружия в системе, разработанной самой Росгвардией, и запретить выдачу лицензий не только людям с судимостью, но и тем, в отношении кого возбуждено уголовное дело.

Предложения, действительно ужесточающие правила обращения с оружием, были в итоге забракованы там же, откуда инициатива и пришла изначально — в Кремле. Спустя месяц, в июле, проект вернули на доработку — администрация президента, по данным источника «Новой газеты», сочла его «слишком жестким».

Церемония прощания с погибшими во время стрельбы в колледже в Керчи
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Другие проекты

Изменения в законодательство об оружии после стрельбы в Керчи предлагала не только Росгвардия.

В ноябре Госсовет Татарстана предложил повысить возраст приобретения оружия с 18 до 21 года. То же самое практически одновременно предложила группа сенаторов. Оба проекта были отклонены. «Принятие законопроекта приведет к ограничению трудовых прав граждан в возрасте от 18 до 21 года, которые не смогут заниматься трудовой деятельностью, предполагающей ношение и использование оружия», — написало правительство в одном из отзывов.

С инициативой выступила и депутат Ирина Яровая, которая предложила ужесточить правила получения лицензий — в частности, получать характеристику с места работы, справку о доходах и проходить собеседование.

Законопроект Ирины Яровой был поддержан профильными комитетами Госдумы и вынесен на экспертный совет «Единой России», но до размещения на портале законопроектов он так и не дошел. Его дальнейшая судьба с тех пор неизвестна.

Кроме того, после стрельбы в керченском колледже велись разговоры об усилении охраны в учебных заведениях. В ноябре 2018 года охрану школ предложили передать Росгвардии. После внесения законопроекта в январе 2019 советник директора Росгвардии Александр Хинштейн заявил, что «чисто физически, имея на сегодня текущую численность, мы не в состоянии обеспечить безопасность всех школ и других образовательных учреждений».

Ведомство уже несколько лет не отчитывается о численности сотрудников. По последним официальным данным, в 2017 году в России было 340 тысяч росгвардейцев. Законопроект в итоге так и не был принят.

Как фактически менялся закон об оружии

Начиная с октября 2018 года (после стрельбы в Керчи) изменения в закон об оружии вносили четыре раза, но ни одно из них так и не коснулось правил хранения или покупки оружия и не имело никакого отношения к шутингам в школах.

Первое изменение датировано декабрем 2018 года, и оно устанавливало новый порядок принятия наградного оружия гражданами России и других стран.

Второе изменение, внесенное в июле 2019 года, коснулось вообще только двух слов. В предложении о том, какие учебные заведения занимаются подготовкой к владению оружием, слова «в области образования» заменили на «в сфере общего образования».

Последующие изменения (в августе 2019 года и в декабре 2020) касались метательного оружия (в частности, луков) и правил ввоза в Россию охотничьего оружия.

Шутинг как «повод сверить часы»

По данным источника «Новой газеты», за прошедшие два с половиной года в Госдуму поступало еще несколько версий поправок. «Предлагали разное: это и ужесточение контроля за списанным оружием и «охолощенкой» (то есть переделанным из боевого), и, конечно, поднятие возраста владения с 18 лет до 21 года. В итоге все они были отклонены или не дошли даже до первого чтения», — рассказал собеседник «Новой». 

«Вчерашнее поручение — это хороший повод для того, чтобы провести такую сверку часов и промониторить выполнение ранее данных поручений», — ответил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос, насколько в Кремле удовлетворены выполнением путинских поручений трехлетней давности. 

Силовики входят в школу в Казани. Фото: Егор Алеев / ТАСС

Последний по хронологии законопроект с поправками в закон об оружии был внесен в Госдуму 21 декабря 2020 года группой депутатов. В нем предлагается запретить выдавать лицензии людям с двумя и более погашенными судимостями и водителям, привлеченным за управление автомобилем в пьяном виде.

Кроме того, владельцам нужно будет предоставлять Росгвардии доступ к местам хранения оружия, а списанное оружие запретят хранить без уведомления ведомства.

С декабря до мая законопроект пролежал практически без движения. Но 12 мая, на следующий день после нападения на казанскую школу, комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал нижней палате парламента принять его в первом чтении. «Речь идет о первом чтении, и безусловно, произошедшее не может не повлиять на обсуждение во втором чтении», — прокомментировал Песков журналистам.

Весенняя сессия Госдумы, в которую может быть рассмотрен проект, продлится до 18 июля, но дата его рассмотрения пока не определена.

Смягчение законодательства

Параллельно с попытками ужесточить оружейное законодательство вносятся законопроекты, предполагающие, напротив, его смягчение. В конце сентября 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о праве передавать охотничье оружие достигшим 16 лет при наличии у них разрешения.

Еще один законопроект, внесенный группой депутатов, в составе которой есть Александр Хинштейн, предлагает увеличить срок перерегистрации оружия с пяти до 10 лет, а затем до 15, если владелец не нарушал правил. Сейчас он рассматривается Госдумой во втором чтении. 

Иногда инициатива исходит не только от депутатов. В июле 2018 года — за три месяца до керченской стрельбы — концерн «Калашников» тоже подготовил изменения в закон об оружии. Он предлагал изменить количество разрешенных единиц оружия с пяти до 10 на одного человека, увеличить емкость магазина охотничьего оружия, сократить стаж владения гладкоствольным оружием, необходимый для приобретения нарезного охотничьего оружия, с пяти до трех лет и создать законодательную базу для обеспечения ремонта и сервисного обслуживания уже имеющегося на руках оружия. 

Некоторые из этих предложений, как сообщал «Коммерсантъ» в ноябре 2020 года, по-прежнему рассматриваются.

Фото: Денис Вышинский / Коммерсантъ