YouTube и Instagram вместо телевизора: новости на ТВ потеряли треть аудитории за пять лет

05/08/2021 - 12:00 (по МСК)

За пять лет доля россиян, для которых телевидение остается основным источником информации, сократилась на треть — с 90% до 62%. Сильно сократилось и число тех, кто доверяет ТВ. Главный канал коммуникации последних десятилетий, в том числе и для людей старшего поколения, вытесняют социальные сети и интернет-СМИ, свидетельствуют данные свежего опроса «Левада-Центра»*, с которым ознакомился Дождь. 

Телевидение — по-прежнему основной источник информации

Несмотря на значительное снижение влияния телевидения за последние 5 лет, оно по-прежнему остается основным источником информации для большинства россиян. За полтора года его аудитория сократилась на 12 п.п. и достигла минимального значения за все время наблюдений. 

Инфографика: «Левада-Центр»*

Телевизор как основной источник информации используют 62% россиян, соцсети — 37%, интернет-ресурсы —  36%. Каждый день новости по телевизору смотрит треть россиян (34%), почти каждый день или раз в неделю — по 20% россиян, 26% опрошенных смотрят ТВ реже реже или почти никогда. 

Телевидению доверяют все меньше

Продолжает падать уровень доверия телевидению. Самым авторитетным источником данных он остается для 46% граждан. Максимальный уровень доверия ТВ социологи фиксировали весной 2016 года — 59%.

Инфографика: «Левада-Центр»*

Самыми активными телезрителями остаются люди старшего возраста (от 55 лет). Для 86% из них телевидение — основной источник информации. Для возрастной группы 40-54 этот показатель составляет 64% — на 13 п.п. меньше, чем год назад. Люди от 25 до 39 лет называют телевидение основным источником информации в 47% случаев — на 15 п.п. меньше, чем в прошлом году. Для самой молодой возрастной группы 18-24 года эта доля в 2021 году незначительно выросла (с 41% до 44%).

Инфографика: «Левада-Центр»*

Все меньше людей ежедневно смотрит по телевизору новости: в 2020 году таких было 44%, в марте этого года —  34%. За четыре года доля россиян, которые смотрят новости по телевизору раз в неделю и реже, постепенно выросла с 29% до 46%. А 26% людей вообще не смотрят новости по телевизору, год назад таких было 18%. Влияние телевидения снижается во всех возрастных категориях, а быстрее всего это происходит среди россиян моложе 40 лет, пишут исследователи. 

Инфографика: «Левада-Центр»*

Старшее поколение продолжает осваивать интернет

В целом, существенных изменений в потреблении интернета-новостей за минувший год не произошло. Интернет-издания как основной источник новостей используют 41% опрошенных. Среди людей старше 55 лет эта доля выросла с 20% до 25% по сравнению с 2020 годом.

Инфографика: «Левада-Центр»*

«На длительном временном отрезке увеличение доли активных потребителей новостей в интернете очевиден: в 2018 году новости в интернете читали “ежедневно„ или “практически ежедневно„ около трети россиян (33%), то в 2020-21 годах — уже больше половины населения страны (55% в марте 2021 года)», — пишут исследователи. 

Инфографика: «Левада-Центр»*

Среди россиян, родившихся после 1990 года, 66% используют соцсети как основной источник информации. У рожденных с 1980 по 1990 этот показатель равен 48%. Аудитория новостей в социальных сетях за 5 лет наблюдений выросла вдвое — с 23% в 2016 до 41% в 2021 году. Доля же тех, кто пользуется социальными сетями ежедневно не только для получения новостей за 10 лет выросла с 12% до 55% россиян.

Инфографика: «Левада-Центр»*

Самой популярной соцсетью остается «ВКонтакте» — ее используют 42% опрошенных, но она почти не меняется последние годы. Самая быстрорастущая социальная сеть — TikTok (рост на 11 п.п. за год, до 16%), YouTube (рост на 7 п.п., до 37%) и Instagram (рост на 6 п.п., до 34%).

Среди мессенджеров самыми популярными остаются WhatsApp и Viber (64% и 31%). На третьем месте Telegram, который используют 21% россиян, при этом за год его аудитория практически удвоилась.

*По решению Минюста России «Левада-центр» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента 

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ