Доклад WADA об употреблении допинга российскими спортсменами

Конспект Дождя
18/07/2016 - 17:57 (по МСК)

В понедельник, 18 июля, Всеминая антидопинговая организация опубликовала доклад, в котором рассказывается о сокрытии положительных допинг-проб в российском спорте и о контроле министерства спорта над сокрытием положительных допинг-пробах. Дождь собрал все самое главное из стостраничного доклада.

  • В докладе говорится, что расследование началось с выходом сюжета в программе 60 Minutes на CBS и публикации в The New York Times. Главными источниками в материалах был бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков и бывший сотрудник Российского антидопингового агентства Виталий Степанов. В мае 2016 года WADA объявила, что канадский профессор юриспруденции Ричард МакЛарен будет заниматься независимым расследованием. Над ним МакЛарен работал 57 дней, за это время он анализировал документы и общался со свидетелями и источниками. Кроме того, он общался и с Родченковым, который в докладе характеризуется как «человек, которому можно доверять».
     
  • Министерство спорта, утверждается в расследовании, было ответственно за допинговую программу, ключевым игроком в ней называется Московская антидопинговая лаборатория. По словам собеседника МакЛарена, сотрудники лаборатории согласились принимать в ней участие под угрозой увольнения.
     
  • Отдельно в докладе описывается процесс подмены проб спортсменов. Сперва Московская лаборатория брала у них анализы, записывая все показатели в специальный «профиль атлета», где содержалась анонимная информация о возрасте, поле и дате анализов. Затем эти данные передавались «контактному лицу». Такая должность, к примеру, была у бывшего советника министра спорта Натальи Жулановой, сотрудника ведомства Алексея Великоднева и у действующего заместителя директора Департамента науки и образования Минспорта Авака Абаляна. Эти люди сообщали о «профиле атлета» заместителю министру спорта Юрию Нагорных. Он, в свою очередь, приказывала либо «сохранить пробу», либо отправить ее «на карантин». Если пробу «сохраняли», то в отношении нее не проводился детальный анализ, а ее заносили в базу как отрицательную, также ее обозначали отрицательной во внутренней системе. В случае «карантина» во все базы записывались актуальные результаты исследований.
     
  • Как правило, пробы сохраняли тем спортсменам, от которых ожидали победу в соревнованиях. На карантин отправляли анализы российских спортсменов, от которых не ждали побед, или пробы иностранцев. Всего наличие допинга выявили в 643 пробах. «Спасались» и пробы иностранных спортсменов — всего в докладе упоминается о восьми таких случаях.
     
  • В допинговом скандале также оказались замешаны сотрудники ФСБ. Родченков рассказал МакЛарену, что 12 декабря 2014 года он пришел в Минспорта на встречу с Нагорных. Он объяснил замминистру, что 17 числа WADA собиралась прийти с проверкой в Московскую лабораторию, однако в ней были пробы, где содержался допинг. В ответ на это Нагорных пообещал, что попросит прийти туда «волшебников», под которыми он подразумевал сотрудников спецслужб. Поздним вечером того же дня в лабораторию пришли сотрудники ФСБ, которые сорвали пробу с банок с мочой, где были следы запрещенных препаратов, чтобы заменить ее на «чистую».
     
  • В докладе также рассказывается о «коктейле» из запрещенных препаратов, который состоял из анаболических стероидов. Препараты Родченков разводил в алкоголе (в виски «Чивас» для мужчин и в вермуте для женщин). Таким «коктейлем» спортсмены полоскали рот, а затем выплевывали его.
     
  • Также рассказывается о процедуре подмены допинг-проб во время олимпиады в Сочи. По словам Родченкова, 37 спортсменов, на которых возлагали самые большие надежды на Олимпиаде, стали частью государственной программы. Им давали тот самый «коктейль» из запрещенных препаратов, также на складе хранилась их «чистая» моча. Ответственным за подмену допинг-проб был сотрудник ФСБ Евгений Блохин, который в списке сотрудников фигурировал как инженер-водопроводчик.

 

​Фото: Reuters

Также по теме
    Другие выпуски