В Красноярске нашли девушку, пропавшую 16 лет назад. Все это время она была в ПНИ

06/01/2020 - 18:44 (по МСК) Виктория Сальникова

В Красноярске перед Новым годом нашлась девушка, которая пропала без вести в 2003 году и, как оказалось, все это время жила в психоневрологическом диспансере. Сотрудники ПНИ несколько лет назад обращались на телевидение, но в итоге найти девушку помогла полицейская ориентировка.

Юлия жила в Томске, в семье было восемь детей. Ее мать работала упаковщицей на заводе, отец — водителем. Достатка в семье не было, но «детей подняли», рассказала «Комсомольской правде» сестра девушки Нелли.

Юлия, по словам ее брата Алексея, отставала в развитии и к ней требовался особый подход. Девушка всегда ходила с биркой, на которой был указан адрес, имя и возраст. Однако в день исчезновения бирки не оказалось. По словам сестры, это произошло в Томске в 2003 году, когда Юлии было 16 лет, — девушка отошла в магазин за семечками и не вернулась. 

Родственники написали заявление в милицию. Девушку искали несколько недель, осматривали гаражи, теплотрассы и леса. 

Тогда же на окраине Красноярска возле продуктового магазина обнаружили девушку, которая ничего о себе не помнила. 

Как пишет «Коммерсант», врачи скорой помощи диагностировали у Юлии тяжелую умственную отсталость и поместили в Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1. Там определили ее примерный возраст — 14-16 лет. После этого милиция возбудила разыскное дело по установлению личности.

В итоге красноярские милиционеры пытались установить личность ребенка и запрашивали информацию об исчезнувших детях, а в Томске завели дело о без вести пропавшем взрослом. «Юная внешность Юли и сильное отставание в развитии сыграли трагическую роль», — рассказали в красноярском МВД.

В 2012 году врачи диспансера обратились в передачу «Мы встретимся» на красноярском телеканале ТВК с просьбой помочь установить личность пациентов, среди которых была и Юлия. «Эта девушка, которая называет себя Юля, уже старожил диспансера. Ее сюда привезли девять лет назад с железнодорожного вокзала. Тогда она утверждала, что ей 16 лет. Больше ничего сказать о себе не может или не хочет», — говорится в выпуске. На вопрос корреспондента, хочет ли она домой, Юлия ответила: «Куда идти? Документов нет». 

В любом случае, обращение на телевидение не помогло: Юлию никто не узнал. В конце 2014 года дело закрыли по истечению срока давности. 

В начале 2019 года сотрудники психоневрологического диспансера обратились в управление уголовного розыска с просьбой помочь получить для Юлии документы. Сотрудники составили фотоориентировку и передали ее волонтерским организациям. 

«В феврале к нам обратились знакомые, которые узнали о девушке, они предложили нам распространить о ней информацию. Мы связались с полицией, они предоставили по ней данные — когда и при каких обстоятельствах она была найдена. И мы стали распространять ориентировку по всей России при помощи соцсетей. Буквально только сейчас ориентировка попалась на глаза родственникам, они узнали ее», — рассказала ТАСС руководитель подразделения Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям по Красноярскому краю Оксана Василишина. По ее словам, это не первый такой случай: волонтеры находили родственников людей, пропавших девять лет назад.

Родственники уже забрали Юлию домой. По словам сестры Нелли, Юлия узнала ее, когда они общались по WhatsApp. Мать девушки умерла в 2017 году, но, по словам Нелли, ждала ее до последнего и отказывалась признавать погибшей. Отцу еще не говорили, что Юлия нашлась, так как он болен. Новый год она встретила с семьей сестры. 

Как девушка попала из Томска в Красноярск, неизвестно.