Скандал с рекламой Delivery Club: что хотели сказать авторы и настоящие ли курьеры
В Москве появилась наружная реклама сервиса Delivery Club, рассказывающая о других профессиях и увлечениях курьеров — учителе литературы, журналистке, заслуженном артисте России. Целью было показать, что курьеры — не «безликие рабочие», но многие решили, что реклама показывает бесполезность высшего образования в России.
О запуске рекламы стало известно 16 мая. Она появилась на московских улицах, в вагонах метро и на станциях МЦК. Это плакаты с фотографиями шести курьеров и краткими сведениями о них. Среди героев рекламы — заслуженный артист России Андрей, альпинистка Ольга, футбольный фанат Поль, полиглот Уринбай, учитель литературы Абдисаттар, «репортер» Наталья Андреева.
Андреева рассказала Inc., что раньше работала на федеральном канале, но устала и решила временно стать курьером, чтобы накопить деньги и уехать в Португалию. По словам Андреевой, она работает в Delivery Club третью неделю и ее зарплата теперь больше, чем на телевидении. «Любой может надеть этот короб и куртку, и не надо смотреть на нас с презрением. Мне тоже сначала морально было сложно», — сказала она.
У многих реклама вызвала сарказм — пользователи стали придумывать, кто еще мог бы доставить им еду:
— Никотинка с Бровями+ (@Yoghikitt) 16 мая 2019 г.
Вот так норм pic.twitter.com/P4mlcQLqbK
— mostly harmless (@no_llama_noo) 16 мая 2019 г.
Друзья, просим активнее ставить лайки, иначе в следующий раз ваш заказ доставит наш сммщик.
— Aviasales.ru (@aviasales) 16 мая 2019 г.
Ваш заказ мог бы доставить менеджер по продажам
— Дед Фазан (@photovo) 16 мая 2019 г.
Дмитрий продавал рекламу в глянцевом журнале, но когда пришёл кризис, его редакция распалась, а он устроился на велосипеде доставлять жареную картошку и по пути был сбит пьяным прокурором.
Ваш заказ никто не доставит, потому что у вас денег нет!
— Сталингулаг (@StalinGulag) 17 мая 2019 г.
Сделал Деливери-бинго. Теперь, когда буду заказывать еду, можно будет поиграть в интересную игру. pic.twitter.com/B0PKUSJgM2
— Clockworkshrimp (@clockworkshrimp) 16 мая 2019 г.проект показал проблему безработицы и того, что специалисты с высшим образованием не могут реализовать себя в России. Одна из противников рекламы написала в фейсбуке, что в России не нужны «умные и талантливые» специалисты и они годятся только для курьерской работы.
немножко правды @DeliveryClub pic.twitter.com/lSAKQmwtOT
— кроненбургер (@raisedbyseas) 16 мая 2019 г.
непонятен вой вокруг деливери клаб. людям так трудно принять, что вокруг действительно всё настолько нерадужно в экономике, что даже рекламу спокойно такую запускают? да, это разносчики. а ещё бывает интеллигенция работает уборщиками, водителями, строителями. особенно в регионах
— Лесник (@dobriy_lesnik) 17 мая 2019 г.
ну я примерно так себе свою судьбу и представляла pic.twitter.com/OWIeXSSM79
— Liza Fokht (@lizafoht) 16 мая 2019 г.
Реакция компании
В Delivery Club говорят, что ждали споров, которые указывают на проблему в обществе и «подтверждают стереотипы о работе курьеров». «Для кого-то доставка еды стала основным заработком, другие надевают униформу в свободное время. Одни зарабатывают на семью, вторые — на образование, третьи — на хобби», — сказали Дождю в пресс-службе компании.
Там отметили, что эта реклама показывает: курьером быть не стыдно, они «такие же, как и все мы» — с разными увлечениями, талантами и знаниями. Директор по продуктовым коммуникациям Mail.ru Group (компании принадлежит Delivery Club) Анастасия Жбанова написала в фейсбуке, что авторы рекламы хотели показать курьеров «не как безликих рабочих», а как людей «со своими увлечениями и талантами».
Курьеры или актеры
Некоторые усомнились в том, что в рекламе снялись настоящие сотрудники сервиса. Больше всего подозрений вызвала Наталья Андреева. Журналист Егор Максимов обратил внимание на ее страницу в инстаграме и сделал вывод, что она работает курьером «между отпусками во Франции и Португалии». Ведущий «Москвы 24» Иван Базанов подтвердил, что Андреева работала на телеканале, однако не репортером, а выездным продюсером.
По утверждению Жбановой, в рекламе «намеренно» показали реальных людей, а не моделей и актеров. Об этом же Дождю заявили в пресс-службе Mail.ru Group, комментируя публикации об инстаграме Андреевой, — там заверили, что у них есть график работы и договор девушки.