«Схема» МИДа: почему российских граждан записали в список «сотрудников иностранных посольств, спонсирующих Навального»

Официальный представитель МИД Мария Захарова заявила о существовании «схемы», в рамках которой сотрудники иностранных посольств финансировали структуры Алексея Навального. По словам Захаровой, такие выводы она сделала на основе некой публикации. Что это за материал, она не уточнила, но незадолго до ее заявления похожий список обнародовала структура, которая называет себя «Комитетом защиты национальных интересов». Опубликованные ими данные и заявление Захаровой уже вызвали резкую реакцию США и Германии. Дождь изучил базу и обнаружил в ней людей, никогда не работавших в посольствах, но фигурировавших в различных базах сторонников Навального. В список же они могли попасть, поскольку получали деньги от посольств в рамках проектов, не предусматривавших постоянную занятость (гранты и единоразовые выплаты). Информация об этих выплатах есть у госорганов (в частности, ФНС). Но получить к ней доступ составители списка не могли с помощью нелегальных баз данных из даркнета, из которых были составлены прошлые перечни сторонников Навального. В этот раз, по всей видимости, были использованы свежие данные, для получения которых нужен доступ к текущей информации налоговой или других российских ведомств.

Что написала Захарова? 

«Ничего себе. Почитала информацию о том, что в числе тех, кто спонсировал проекты Навального, — десятки сотрудников иностранных посольств в России. Решила уточнить, вдруг это фейк. Оказалось, что не фейк, и всё подтвердилось», — написала Захарова на своей странице в фейсбуке 4 сентября. По ее словам, существовала некая «схема», по которой зарубежные посольства в России «нанимали на работу российских граждан, платили им деньги, а те затем переводили средства соответствующим структурам». В ней, как утверждает Захарова, участвовали дипмиссии США, Германии, Канады, Франции, Испании и «других стран НАТО». «Специально зарубежные правительства придумали такую форму перевода денег под Навального или это удивительное совпадение чувств нанимателей и нанятых — со всем этим пусть разбираются наши гражданские активисты и журналисты», — писала представитель МИД.

Дождь обратился к Захаровой с просьбой прокомментировать этот пост, представитель МИД зачитала вопросы телеканала и ответила на часть из них в ходе брифинга. В ответ на вопрос Дождя, что именно Захарова считает «схемой», официальный представитель МИД отослала к словарному определению слова «схема» как «изложению, описанию или изображению чего-либо в основных, главных общих чертах». Каким именно образом она проверяла информацию, Захарова не уточнила, сказав, что это «странный вопрос представителю органа федеральной власти силового блока». 

В своем посте Захарова не уточняет, какую конкретно публикацию она комментировала, но накануне ее поста информация о финансировании структур Навального появилась на сайте «Комитета защиты национальных интересов». В материале утверждалось, что сотрудники иностранных посольств переводили деньги структурам политика или регистрировались на сайте «Умного голосования». Источник данных, использованных для составления базы таких сторонников Навального, в публикации не указан. Судя по сайту «комитета», его возглавляет Антон Демидов — бывший сопредседатель движения «Антимайдан». 

Дождь задал Захаровой вопрос, какую именно базу жертвователей она комментировала. Представитель МИД сказала, что при публикации материалов ведомство реагировало на вопросы СМИ. «Мы не считаем возможным обсуждать конкретные фамилии и конкретные списки, потому что это персональные данные», — сказала Захарова. 

Что именно утверждалось в публикации? 

Авторы написали, что среди людей, финансово поддерживавших структуры Навального, они обнаружили 30 сотрудников иностранных посольств, а еще 99 сотрудников зарегистрировались на сайте «Умного голосования». Десять сотрудников иностранных посольств, как говорится в публикации, работают в НКО- и СМИ-иноагентах. Часть фигурантов своего списка авторы называли сотрудниками посольств, а часть — людьми, «относящимися» к иностранным посольствам, хотя в качестве места работы все равно указывали дипмиссии. В чем разница между этими статусами, в публикации не уточнялось. 

В обнародованном списке есть известные фамилии. Например, сотрудником посольства Германии указан режиссер Андрей Лошак. Сам Лошак ответил Дождю, что никогда не работал в посольстве и не понимает, почему его фамилия оказалась в этом списке. Другой человек из базы рассказал Дождю на условиях анонимности, что никогда не был штатным сотрудником посольства Франции, а просто преподает язык во Французском институте в Москве. Еще один фигурант базы сообщил, что никогда не работал в посольстве Германии, но несколько раз принимал участие в культурных проектах Гете Института в течение последних пяти лет, и в некоторых случаях институт платил небольшие гонорары. Третий собеседник Дождя, причисленный в базе к посольству Франции, сообщил, что в 2019 году участвовал в театральной постановке Вахтанговского театра в рамках российского-французского культурного сотрудничества, получил от посольства гонорар и заплатил с него налог.

В списке «относящихся» к посольству Франции также указана сотрудница Дождя Анастасия Субботина, которая никогда там не работала. 

Представитель посольства США назвал утверждения о финансировании сотрудниками дипмиссии структур Навального «категорически ложными». В разговоре с РБК он добавил, что посольство обеспокоено публикацией в интернете личной информации российских граждан «с явной попыткой поставить в неловкое положение или запугать этих граждан за поддержку политической оппозиции».

«Тот факт, что официальные российские инстанции конструируют обвинение Германии в опосредованном финансировании Навального, — это, мягко говоря, абсурд», —  заявил официальный представитель МИД ФРГ Андреа Зассе. Эти обвинения правительство Германии «приняло к сведению с величайшим недоумением», добавил он, назвав публикацию в России списка лиц, якобы поддерживающих Алексея Навального, «вопиющим нарушением тайны персональных данных, а значит, и личных прав». 

Как появилась слитая база? 

В течение последних месяцев анонимные хакеры неоднократно публиковали базы, содержащие, как утверждали их составители, данные зарегистрировавшихся на сайтах проектов оппозиционера. Соратник Навального Леонид Волков подтверждал лишь одну утечку — с сайта «Свободу Навальному».

Позднее на сайте «Хабр» появился пост с указанием уязвимости на сайте «Умного голосования», из-за которой данные пользователей оказались фактически в открытом доступе. Команда Навального уязвимость признала, пообещав ее устранить. Использовал ли кто-то эту уязвимость для получения доступа к данным сторонников оппозиционера, неизвестно.

В начале сентября в сети появилась база, содержащая, как утверждалось, данные о жертвовавших сторонникам Навального. В базе было более 70 тысяч человек.

Кто взламывал структуры Навального, неизвестно. Но, как выяснила «Медуза»*, по крайней мере за одним из взломов могли стоять люди из Администрации президента. 

В результате всех сливов за последние месяцы в открытом доступе оказались контакты десятков тысяч людей, которых связывали со сторонниками Навального. Сопоставляя эти данные с данным других баз, неизвестные хакеры вычислили владельцев значительной части этих контактов. Их работу, судя по всему, серьезно облегчил российский рынок «пробива», масштабы которого наглядно продемонстрировало расследование Навального своего отравления. В распоряжении всех желающих находится огромный массив данных по гражданам России. Это базы ГИБДД, ФНС и других ведомств. Именно из этих баз берут информацию, например, различные телеграм-боты, продающие информацию о человеке. Доступны практически любые личные данные: адреса, места работы, зарегистрированные машины, номера паспортов. 

Все, с кем в рамках этой заметки поговорил Дождь, упоминаются в базах «Свободу Навальному» и жертвовавших сторонникам Навального. Эти данные составители списка «сотрудников посольств» могли проверять по более свежим данным, чем те, что имеются в распоряжении владельцев слитых баз российских госорганов. Об этом может свидетельствовать, например, случай Тамары Великодневой, руководителя отдела цифровых проектов «Музея Москвы».

В базе, на которую, судя по всему, ссылалась Захарова, Великоднева числится сотрудницей посольства Великобритании. Сама Великоднева говорит, что никогда там не работала, и предполагает, что в список попала из-за того, что в 2020 году выиграла грант посольства на онлайн-обучение. Москвичка заключала с дипмиссией договор, согласно которому посольство оплачивало ее образовательный пятидневный онлайн-курс в Лондонском университете искусств. Вместе с Великодневой в список попала ее коллега из «Музея Москвы», выигравшая аналогичный грант. 

Почему их включили в базу «сотрудников посольств»? Великоднева вспоминает, что оплатила НДФЛ, причем сделала это летом 2021 года. А это значит, что в распоряжении составителей базы могла быть более свежая информация, чем доступна через разные телеграм-боты.

Актуальная налоговая информация нужна была и для попадания в базу сотрудницы Дождя Анастасии Субботиной. Она попала список «зарегистрировавшихся на сайте „Умного голосования“» с отметкой о том, что работает в посольстве Франции. Субботина говорит, что никогда не была сотрудницей посольства и не регистрировалась на сайте «Умного голосования». Но в 2019 году, во время учебы в вузе, она два дня работала наблюдателем на французском языковом экзамене DELF — следила, чтобы его участники не списывали. За это Субботина получила около 3000 рублей, и из этой суммы вычли налоги. 

Журналист «Русской службы Би-би-си» Андрей Захаров, много писавший про рынок утекших баз, сказал Дождю, что попросил специалистов по безопасности посмотреть на базу жертвователей, и они обнаружили, что указанные в этой базе места работы людей отсутствуют в утечках за 2017-18 годы. А более свежих баз данных, по словам специалистов, с которыми беседовал Захаров, в даркнете нет. Это указывает на то, что список жертвователей мог быть составлен на «окологосударственном уровне», рассуждает Захаров. 

«Получается нас МИД заслал сюда, чтобы финансировать Навального?»

Представитель МИД Мария Захарова не стала отвечать на вопрос о включенных в слитую базу людях, которые никогда не работали в посольстве. Дождь интересовался, были ли выявлены эти люди при проверке, проведенной МИД. Захарова уточнила, что не будет обсуждать персональные данные граждан. Она также не смогла уточнить, были ли в публикации «Комитета защиты национальных интересов» дипломаты.

Часть людей, попавших в слитую базу, действительно работают в посольствах. Дождю удалось поговорить с одним из таких сотрудников. Это россиянин, который был нанят через госпредприятие «Инпредкадры» — филиал главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД России. Эта структура помогает посольствам заключать договоры с российскими сотрудниками от имени посольства и берет на себя кадровое делопроизводство и бухгалтерское сопровождение такого персонала. «Инпредкадры» работают с более чем 90 дипломатическими представительствами, говорится на сайте госструктуры. 

«Все наши рабочие книжки и оформление идет через УпДК, потому что документы не могут находиться в иностранном государстве», — объясняет один из попавших в список. «Получается, нас МИД устроил сюда работать, а теперь тот же самый МИД говорит, что мы предатели что ли? Получается, нас МИД заслал сюда, чтобы финансировать Навального?», — удивляется он. По словам собеседника Дождя, почти все его коллеги, попавшие в список, — это учителя, преподающие иностранный язык в центре при посольстве.

«Десятки наших дипломатов после выборов в США в 2016 году массово выслали, обвинив во вмешательстве в американские выборы БЕЗ ЕДИНОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. Страшно подумать, что бы было, если бы нашли хотя бы доллар в пользу одной из политических партий от, например, атташе по культуре, представителя Россотрудничества или корреспондента федерального СМИ в США», — написала Захарова.

Дождь спросил ее, корректно ли сравнивать действия российских дипломатов и россиян, работающих в посольствах на технических должностях или например преподавателями. «Абсолютно точно, поэтому не надо сравнивать функциональные обязанности, надо сравнивать источники получения дохода и он одинаков — это правительство зарубежного государства через свое посольство в в суверенной стране спонсирует, платит зарплату, переводит деньги», — ответила Захарова. 

*По решению Минюста «Медуза» включена в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента