«Нас закрывают по спущенным из Кремля спискам». Пятерых фигурантов «санитарного дела» отправили под домашний арест

30/01/2021 - 01:09 (по МСК) Даниил Адамов

29 января Тверской суд Москвы отправил под домашний арест пятерых фигурантов так называемого санитарного дела — юриста ФБК Любовь Соболь, брата Алексея Навального Олега, главу «Альянса врачей» Анастасию Васильеву, участницу Pussy Riot Марию Алехину и координатора московского штаба Навального Олега Степанова. Их обвиняют в нарушении санитарно-эпидемиологических правил, что могло привести к массовому заражению людей коронавирусом (ч. 1 ст. 236 УК РФ). 

В чем их обвиняют

Согласно постановлению следователя, которое опубликовал адвокат Соболь Владимир Воронин, Навальный, Соболь, Алехина, Васильева и Степанов вместе с «неустановленными лицами» опубликовали в соцсетях посты с призывом на акцию  23 января. Вышедшие на Пушкинскую площадь люди нарушили «санитарно-эпидемиологические правила», чем создали «угрозу массового заболевания людей по неосторожности».

В материалах дела также есть показания пятерых свидетелей. Среди них — безработный Дмитрий Рощектаев. Он якобы видел призывы к участию в акции, решил в ней не участвовать, но пришел на место ее проведения, чтобы «зафиксировать несанкционированные действия». Он утверждает, что большая часть протестующих была без масок. Еще один свидетель — кассир KFC Арсений Хесин, болевший коронавирусом. Во время режима самоизоляции он увидел призывы к акции в поддержку Навального и решил поучаствовать в ней, не дождавшись результата второго теста на COVID-19 и отмены карантина.

Суды по мере пресечения

Заседания проходили без журналистов и слушателей из-за ограничений, введенных в московских судах из-за пандемии коронавируса. Первым под домашний арест отправили Олега Степанова, затем Олега Навального, Анастасия Васильеву, Марию Алехину и Любовь Соболь.  

Адвокат Соболь вел запись заседания, его расшифровку приводит «Медиазона». В его начале юрист ФБК попросила судью разрешить ей сесть рядом с адвокатом, а не находиться в стеклянном «аквариуме». Но судья Анатолий Беляков ей в этом отказал. Судья попросил представителя следствия Эльвиру Кругликову объяснить, почему она ходатайствует именно о домашнем аресте, который является самой жесткой мерой пресечения по статье 236 УК РФ. Представитель МВД отвечает: «Ну то есть, преступление не является тяжким… однако… эти факторы способствуют тому, что… эээ… призывы в отношении… которые они размещали, повлекли за собой… а… нарушение эпидемиологических правил».

В свою очередь Соболь заявила: «Когда я сюда прибыла, конвой сразу сказал мне, что будет домашний арест. У меня нет никаких сомнений, что вы мне его дадите. Конечно, я с ним не согласна. Считаю, что эта мера избыточна. У меня есть подписка о невыезде по другому уголовному делу, и я никогда не скрывалась. Я живу по адресу постоянной регистрации — более того, мне нужно по домашним делам периодически выходить из дома, у меня есть малолетний ребенок, который учится в первом классе в школе. Мне нужно водить ее в школу и из школы забирать. Это моя ежедневная обязанность как матери, которую я выполняю. Более того, мой ребенок периодически посещает поликлинику в плановом и внеплановом порядке. И также как матери мне нужно водить ребенка в поликлинику и обратно».

Во время заседания суда Соболь читала книгу Олдоса Хаксли. Какую именно, по фото пресс-службы Тверского суда определить невозможно.

Лидера профсоюза «Альянс врачей» Анастасию Васильеву отправили под домашний арест по месту регистрации, а не фактического проживания. В этой квартире живет ее бывший муж, «с которым они не общаются и в ссоре, а согласие мужа ее принять следствие не представило», рассказал адвокат Дмитрий Джулай.

Еще одна фигурантка дела, участница Pussy Riot Мария Алехина передала друзьям записку, в которой назвала причиной ее уголовного преследования то, что в Кремле «испугались Алексея Навального и его соратников, кто открыто говорит о награбленных Путиным миллиардах».

«Испугались и нас, кто просто говорит правду. В наши дома приходят с обысками, а нас закрывают по спущенным из Кремля спискам. Меня лично закрывают сейчас с безумными аргументами: якобы я могу сбежать из страны (с изъятым загранпаспортом) или «повлиять на следствие» через госчиновников. Я не дружу с госчиновниками. И я не собираюсь сбегать. Это моя страна», — написала Алехина.

По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.