Прослушки, свидетели и кадры «Бука»: что легло в основу обвинения по делу сбитого малайзийского «Боинга»

20/12/2021 - 21:09 (по МСК)

В Окружном суде Гааги, где рассматривается дело сбитого малайзийского «Боинга», начало выступать обвинение. В течение двух дней в суде будут пересказывать выводы следствия, которые легли в основу обвинительного заключения, а на третий день запросят наказание четверым подозреваемым в причастности к крушению «Боинга». Рассказываем, как проходит заключительный этап слушаний, кого обвиняют в крушении и на чем строится обвинение.

Слушания по делу «Боинга», летевшего рейсом Амстердам — Куала Лумпур и сбитого в небе над Донбассом 17 июля 2014 года, подходят к заключительному этапу. В течение нескольких летних месяцев 2021 года суд излагал подробные выводы следствия — в том числе, на заседаниях впервые заслушали записи перехваченных переговоров, которые сепаратисты вели в день крушения Боинга. Также следствие полностью реконструировало маршрут «Бука», из которого был сбит самолет, и привело показания свидетелей.

В сентябре в суде начали выступать родственники погибших — в течение двух месяцев суд заслушал более 90 человек. Они рассказывали о своих близких и о том, как крушение «Боинга» повлияло на их собственные жизни. В декабре, после того, как закончились выступления родственников, слово предоставили обвинению.

Суд по гражданским законам

«В тысячах километров отсюда, в Восточной Украине, четверо подсудимых готовились совершить преступление», — начал свою речь представитель обвинения. Он рассказал, как в то время, пока пассажиры «Боинга» поднимались на борт, колонна с «Буком» на белом грузовике двигалась из Донецка в Снежное, к своей финальной точке. Через несколько часов «Боинг» пропал с радаров, а сепаратисты начали праздновать, думая, что сбили украинский военный самолет. «Погибли 298 человек. Обвинение скорбит по всем жертвам, но сегодня мы здесь, чтобы защитить их права. Публичное обвинение оценивало все справедливо и беспристрастно», — сказал представитель обвинения.

Перед тем, как приступить к изложению позиции, представитель обвинения упомянул Солженицына — со ссылкой на цитату о том, что «насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием», которую он приводил в самом начале процесса. «Если молчать о зле, то в будущем оно вернется тысячекратно. Не преследуя злодеев, мы лишаем справедливости будущие поколения», — сказал обвинитель.

В первой части выступления представитель обвинения рассказал, как оценивались и подтверждались выводы следствия. Расследование крушения «Боинга» проводила международная следственная группа (JIT), включавшая экспертов из разных стран — Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины. Взаимодействие, по словам обвинения, не всегда было простым — например, Малайзии, чтобы войти в следственную группу, пришлось гарантировать, что обвиняемым не будет запрошена смертная казнь. Однако, как подчеркнул обвинитель, международная кооперация давала свои преимущества — если свидетель был готов дать показания одной стране, но не другой, он мог это сделать.

В деле четверо подозреваемых — это россияне Игорь Стрелков (Гиркин), называвший себя министром самопровозглашенной ДНР, его подчиненные Сергей Дубинский и Олег Пулатов (он единственный представлен в суде адвокатами, но на заседаниях лично не присутствовал) и украинец Леонид Харченко. 

Обвинение отдельно остановилось на том, что подозреваемые подсудны нидерландскому гражданскому суду, поскольку большинство погибших имели гражданство Нидерландов. Представитель обвинения объяснил, что в Нидерландах люди признаются виновными в убийстве даже если они причастны к нему по ошибке — поэтому неважно, была у подозреваемых цель сбить военный самолет или гражданский.

По словам представителя обвинения, у военных существует иммунитет от суда в другой стране, но это относится только к регулярной армии, которая участвует в международных конфликтах. Тем не менее, даже война не дает права на убийства. В случае же крушения «Боинга» вооруженные группировки, к которым принадлежали подозреваемые, не соблюдали военные законы, а Россия не брала на себя ответственность за их действия. «Но даже когда мы запрашиваем наказание, для нас подозреваемые остаются невиновными, пока суд не решит обратного», — подчеркнул представитель обвинения. 

Версии крушения, прослушки разговоров и свидетели

Анализируя причины крушения «Боинга», обвинение рассматривало все возможные версии — в том числе, взрыв на борту и применение ракеты «воздух-воздух». Однако следствие достоверно установило, что «Боинг» был сбит ракетой «земля-воздух». И расследование JIT, и дополнительное расследование, проведенное следственным судьей, пришли к выводу, что выстрел, которым был сбит самолет, произвели из зенитно-ракетного комплекса «Бук», находившегося на поле на территории поселения Первомайское. 

Обвинение изучало прослушки перехваченных разговоров сепаратистов, а также изымало устройства съемки и карты памяти, а все доступные фото и видео подтверждало картами, данными о погоде, облаках, тенях и освещении в нужный день. Кроме того, обвинение оценивало останки жертв и обломки самолета. 

Также в ходе следствия допрашивали свидетелей, которые могли подтвердить, что видели «Бук» и рассказать о его перемещениях. Представитель обвинения подчеркнул, что со свидетелями приходилось работать очень аккуратно, поскольку многим из них разглашение данных несло большие риски — вплоть до пыток в Донецке. Поэтому в деле практически нет имен — свидетели представлены кодами из букв и цифр. К очевидцам из Украины подходили более тщательно — с ними говорили без присутствия украинцев, чтобы убедиться, что они не испытывают никакого давления. Также, по словам обвинителя, свидетелям угрожают и другие опасности — например, к одному из авторов видео с «Буком» дважды приходили вооруженные люди. Кроме того, обвинение полагает, что российские спецслужбы пытаются помешать раскрытию информации — они тоже могут искать свидетелей.

Важным доказательством следствия стали диалоги сепаратистов, перехваченные в день крушения «Боинга» Службой безопасности Украины. На записях, которые суд прослушивал летом 2021 года, разговаривают несколько человек, среди которых есть в том числе Гиркин, Дубинский, Пулатов и Харченко. Они подробно обсуждают передвижение «Бука», а после крушения радуются, что «сбили „сушку“», думая, что подстрелили украинский боевой самолет.

Анализируя перехваченные диалоги, обвинение подробно рассказало, как устанавливалась связь телефонных номеров с конкретными людьми. Кроме данных сотовых вышек и анализа криминалистов, в некоторых случаях подлинность записей подтверждали и сами подозреваемые. Когда в материалах дела появилась прослушка Пулатова, тот сказал, что это его голос. Однако через несколько месяцев его защита поменяла позицию и начала утверждать, что Пулатов не уверен, на каких записях его голос, а на каких — нет. Дубинский также признавал свой голос на записи, однако в 2020 году утверждал, что у прослушки неверная дата. Использование телефонного номера, который есть в деле, подтверждал и Гиркин.

Кроме того, обвинение в последней части выступления еще раз подробно проанализировали фото и видео, полученные следствием, которые документировали маршрут «Бука» из Донецка к месту запуска ракеты и обратно, а также все разговоры подозреваемых. Точки на маршруте «Бука» обвинение сопоставляло с данными сотовых вышек, к которым подключались телефоны обвиняемых.

Доказательства России

Следствие по делу запрашивало информацию и у России. Но полученные данные, сказал представитель обвинения, часто были ненадежными. Например, двое свидетелей, показания которых предоставила Россия, утверждали, что ракета была запущена с территории Украины — совершенно из другого места, чем то, на которое указывали остальные доказательства.

Министерство обороны России следствию также не помогло: через несколько дней после катастрофы его представители заявили, что у них нет данных с радаров над местом крушения. Спустя два года эти данные нашлись, но никакого самолета на них не было. Спутниковые снимки, предоставленные Россией, не соответствовали погодным условиям в день крушения. Однако, как подчеркнул представитель обвинения, доказательства, которые дала Россия, также были включены в материалы дела, чтобы суд имел представление обо всех точках зрения. 

Обвинение несколько раз пыталось уведомить подозреваемых о суде, но не получило ответа или подтверждения того, что они готовы участвовать в процессе. Сергей Дубинский раскритиковал доказательства следствия. Леонид Харченко не отвечал на запросы, а Игорь Гиркин заявил, что не признает этот суд. Из всех четверых участвовать согласился только Олег Пулатов — но в процессе он представлен защитой и лично в суде не выступал. 

Выступление обвинения завершится в среду, 22 декабря — в этот день будет запрошено наказание для четверых подозреваемых по делу. В марте 2022 года слово будет предоставлено защите Пулатова. Затем ей снова сможет ответить обвинение, и к осени процесс подойдет к финалу. Для оглашения вердикта по делу зарезервированы три даты — 22 сентября, 17 ноября и 15 декабря 2022 года.

Также по теме