«Приказ сверху»: сторонников Навального массово увольняют из структур Дептранса Москвы

Массовые увольнения сторонников Навального проходят не только в московском метро. Как выяснил Дождь, с предложением уйти по собственному желанию, а в случае отказа — с угрозами уволить по статье столкнулись сотрудники многих учреждений департамента транспорта Москвы, возглавляемого Максимом Ликсутовым. Забирать трудовую книжку заставляют тех, кто попал в слитую базу возможных участников акции в поддержку оппозиционера. Разнарядка идет «сверху», рассказали Дождю уволенные сотрудники. 

«Ликсутов был в ярости»

«Сначала не пришла премия, а начальство объяснило, что это „из-за политических взглядов“ и того, что попал в эту базу. Тогда же впервые сказали, что могу лишиться работы», — рассказал Дождю Иван (имя изменено), один из бывших сотрудников московской бюджетной организации, входящей в Дептранс. 

База, о которой говорит Иван, была взломана в середине апреля и содержит информацию о людях, которые планировали принять участие в акциях в поддержку Навального. В сеть утекли адреса электронных почт, телефоны, имена, а затем и места работы людей, зарегистрировавшихся на сайте «Свободу Навальному». По данным «Медузы»*, ко взлому были причастны люди, связанные с Администрацией президента и его Управделами.

Буквально на следующий день после взлома «засветившихся» в базе сотрудников бюджетных организаций Дептранса Москвы начали вызывать на разговор к начальству, показал опрос сотрудников департамента, который провел Дождь. В общей сложности Дождю удалось поговорить с почти 100 работниками различных структур Дептранса. Людей предупреждали о возможных последствиях поддержки Навального и даже грозили увольнением.

Уже после майских праздников угрозы воплотились в жизнь — уволенными по разным причинам оказались практически все сотрудники Дептранса, перечисленные в слитом списке сайта free.navalny.com. Опрос Дождя показал, что сократили несколько десятков человек, работающих в ГБУ «МосТрансПроект», ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», ГКУ «Центр организации дорожного движения Правительства Москвы», ГКУ «Организатор перевозок», ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен». 

По такой же схеме уволили и Ивана. Спустя три недели после первого разговора с начальством в середине апреля (он случился после публикации слитой базы) собеседника Дождя вновь вызвал начальник. Ивану в итоге не дали доработать даже до конца месяца, объяснив, что уйти нужно срочно — либо в пятницу, либо в понедельник. «Ликсутов дал два дня на увольнение всех, попавших в базу», объяснило Ивану начальство позднее. Варианта было два: либо по соглашению сторон с выплатой двух окладов, либо, как объяснил начальник, «под тебя начинают жестко копать, составлять замечания и увольнять по статье». Иван выбрал первый вариант. Дождь ознакомился с аудиозаписью разговора Ивана с руководством.

Дождь отправил запрос в департамент транспорта Москвы, однако на момент публикации не получил ответа. 

Глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

О том, что распоряжение уволить всех попавших в базу сотрудников якобы идет от Ликсутова, рассказали еще нескольким уволенным коллегам Ивана. «Вызвали, сказали, что им сверху от Ликсутова непосредственно пришел приказ уволить меня и еще нескольких людей после майских», — рассказывает Павел (имя изменено), который работает в той же организации Дептранса, что и Иван. «Ликсутов был в ярости», — пересказывает он слова начальства, которое объясняло причины увольнения. Как и Ивану, ему предложили подписать «по собственному желанию», а в противном случае пригрозили уволить начальника, «а у нас с ним хорошие отношения», рассказал Павел.  

Сергей (имя изменено) — еще один уволенный коллега Павла и Ивана — объясняет, что в случае отказа уходить добровольно, уволить могут и за формальные нарушения: «У них есть система, проверяют камеры, отсматривают маршрут. Ты едешь в течение дня, не включил поворотник — пиши объяснительную. За пять лет работы скопилось три таких нарушения — уволят». Сергей в итоге также был вынужден выбрать вариант уволиться «по собственному желанию».

Еще один сотрудник этой же организации попытался сопротивляться, но результата это не принесло — «началась травля», описал он последствия общения с начальством. «Сначала какие-то компроматы стали придумывать. Служба безопасности начала отслеживать опоздания на пять минут, потом сделали распечатку этих опозданий, удержали сначала 5000 рублей из зарплаты, потом я уже не стал дожидаться и сам ушел», — рассказал он Дождю. 

В некоторых структурах увольнения начались еще до майских. «В апреле вызвали и сказали, что надо расстаться из-за попадания в базу, написал увольнение по собственному желанию», — рассказал еще один сотрудник. В его организации были уволены все сотрудники, попавшие в базу участников акции за Навального, показал опрос Дождя.  

«Ну ты все понимаешь»

Один из уволенных из структур Дептранса согласился назвать свое имя. «21 апреля утром прихожу на работу в „Мостранспроект“, мне начальство показывает заявление по соглашению сторон, надо отдать должное — с компенсацией», — рассказывает муниципальный депутат Руслан Боровский, также работавший в структурах Дептранса. По словам Боровского, он и раньше сталкивался с давлением на работе из-за своей политической активности, но все ограничивалось разговорами и незначительными санкциями. «Сейчас просто заявление на стол положили, говорят, можем [уволить] формально за опоздания», — рассказал он. На вопрос, почему решили уволить, начальство ответило «ты все понимаешь», вспоминает Боровский. 

Опрос уволенных сотрудников показывает, что при некоторых увольнениях искали индивидуальный подход к нежелательным сотрудникам. «Вызвали 23 апреля и сказали, что по собственному надо писать. Сказали из-за того, что попали в базу, указание пришло сверху», — рассказывает сотрудник еще одной структуры Дептранса. «Понимаете, у меня такая ситуация, что родственники тоже работают в госучреждениях. Мне сказали, что лучше уйти мирно, и тебе, и родственникам будет лучше», — пересказывает он разговор с начальством.

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Самые масштабные увольнения прошли в Мосгортрансе и метрополитене, свидетельствуют данные Дождя. «Начальник вызвал, дал бумажку, сказал писать по собственному желанию. Никак не объяснил, за что, сказал „мы не знаем, поступила сверху команда вас уволить“, — рассказывает Дождю сотрудник Мосгортранса Николай (имя изменено), — я спросил „а если не буду“, ответили „найдем за что уволить“. Мы под камерами работаем, найдут всегда, за что». Людей увольняли даже в том случае, если в структуре была нехватка кадров. «Начальство само руками разводит, работать некому», — говорит Николай. Он считает, что вычислить сторонников Навального среди сотрудников структур Дептранса при взломе не представляло большой сложности: «Мы на mos.ru регистрировались во время пандемии».

«Начальство сообщило, что если кто вступится, то будет то же самое»

«Метрополитен не нуждается в ваших услугах», — такую формулировку вспомнили порядка 10 уволенных сотрудников. Чаще всего людям предлагали уходить по собственному желанию, а в противном случае грозились оформить прогулы и «испортить трудовую», свидетельствует опрос Дождя.

Несколько человек пожаловались на то, что их уволили под предлогом выдуманного прогула. «13 мая вызвали к начальнику и сказали, что я 11-го числа прогулял. Я был на работе, но бесполезно», — описывает ситуацию один из уволенных сотрудников. Коллеги, к которым он обратился, чтобы те подписали заявление о том, что видели его на рабочем месте в «день прогула», объяснили, что не могут этого сделать: «Начальство сообщило, что если кто вступится, то будет то же самое».

«Год я работал дезинфектором, мойщиком-уборщиком, моя задача антисептиком обрабатывать поручни и автобусы. В конце апреля начальство сказало, что на меня поступает информация от водителей: якобы я ничего не делаю. Сказали в итоге писать по собственному желанию, — рассказывает очередной уволенный сотрудник. — Я сказал ладно, хорошо, в любом случае за 20 тысяч рублей работать не хочу, пойду на другую работу».

Некоторые из уволенных пытались бороться, рассказали они Дождю. По словам Анатолия (имя изменено), он попытался сфотографировать документ об увольнении, чтобы посоветоваться с юристом, но бумаги у него из рук вырвали, а на следующий день на карточку пришли деньги, вероятно — за неотгуленные отпуска, как это случается после увольнения. 

Рекордные зачистки

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Увольнения коснулись даже тех, кто был в отпуске или на больничном. «Мне позвонил начальник и стал говорить, что я ходил на митинг и вопрос стоит о моем увольнении, что пришла информация сверху», — такие звонки от начальства получили сразу несколько сотрудников Мосгортранса, которые в момент «зачистки» находились в отпуске или на больничном. Часть уволенных уже обращается в различные профсоюзы, они создали чат в WhatsApp, в котором уже более 50 сокращенных работников Мосгортранса и метрополитена.

По словам  председателя профкома Профсоюза работников ГУП «Московский метрополитен» Николая Гостева, количество подобных увольнений уже приближается к ста: «По метро обратившихся в электронном виде — порядка 60, доехали — 34 человека, еще семь обращений — из Мосгортранса и несколько из МЦК, мы пока их не обрабатывали». «Причины увольнений — непонятно откуда взявшиеся прогулы или по соглашению сторон под давлением», — продолжает Гостев. По его словам, раньше он не сталкивался с настолько масштабными увольнениями — только если речь шла о сокращениях подразделений. 

Контроль за политической активностью сотрудников структур Дептранса ведется на уровне Ликсутова и его замов, рассказывает бывший сотрудник департамента транспорта, знакомый с организацией работы ведомства. По словам собеседника Дождя, ранее руководство Дептранса занималось сотрудниками, которые переходили в независимые профсоюзы. «Раньше приходили к сотрудникам, которые перешли в независимые профсоюзы: просто понимали, что таких людей не должно быть и их просто зачищали», — описывает ситуацию собеседник Дождя. Глава межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Юрий Дашков, сам бывший водитель трамвая, подтверждает, что несколько лет назад его уволили как раз из-за создания профсоюза.

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Собеседник Дождя, близкий к мэрии Москвы, говорит, что указание увольнять бюджетников пришло из Кремля. «Хотели широко пройтись по всем бюджетникам и не только, но хотели тихо. Мозга и рук не хватило», — объясняет он. Бюджетники из подведомственных структур Дептранса, по его словам, попали под горячую руку. После резонанса в СМИ чиновники мэрии пытаются отыграть ситуацию с увольнениями обратно.

Другой собеседник Дождя, знакомый с обсуждением чиновниками увольнений работников метро, объясняет их логику так. Чиновники считают недопустимым, когда человек работает на госслужбе, сознательно туда пошел, получает заработную плату и льготы, строит свою карьеру и получает повышения и при этом активно протестует против режима.

В бюджетных структурах, которые не входят в Дептранс, следов масштабных «зачисток» Дождю обнаружить не удалось. Корреспонденты Дождя обзвонили более 30 сотрудников ГБУ «Жилищник», фигурировавших в слитой базе, и выяснили, что никто из них не сталкивался с давлением или принуждением уволиться из-за политической позиции. То же самое рассказали сотрудники «Гормоста» и «Автодора». 

Дождь во вторник отправил официальные запросы во все структуры Дептранса, чьи сотрудники жаловались на увольнения. На момент публикации представители этих компаний не прокомментировали информацию о массовых увольнениях.

При участии Фариды Рустамовой и Анастасии Куц

*По решению Минюста «Медуза» включена в реестр СМИ, выполняющего функцию иностранного агента