Приказ Лукашенко, слежка в Греции и шестеро снятых с рейса пассажиров: как задерживали экс-главреда NEXTA

23/05/2021 - 23:53 (по МСК) Александра Шанталова

В аэропорту Минска задержали бывшего главного редактора оппозиционного телеграм-канала NEXTA Романа Протасевича. Это произошло после того, как самолет вынужденно сел в Минске из-за сообщения о минировании в сопровождении истребителя МиГ-29. Для этого лайнеру, судя по карте сервиса FlightRadar24, пришлось сделать крюк. Рассказываем главное о происшествии.

Обстоятельства посадки и задержания

По данным сервиса FlightRadar24с Самолет ирландской авиакомпании Ryanair вылетел из Афин в 10:28 и должен был приземлиться в Вильнюсе в 13:00, однако немного не долетев до воздушного пространства Литвы, развернулся в сторону Минска.

После 14:00 пресс-служба аэропорта Минска сообщила об экстренной посадке самолета из-за сообщения о минировании. В операторе международных аэропортов Литвы, в свою очередь, сообщали, что самолет решили посадить в Минске из-за конфликта на борту.

По данным провластного белорусского телеграм-канала «Пул Первого», для сопровождения пассажирского самолета по приказу президента Беларуси Александра Лукашенко подняли истребитель МиГ-29.

Пассажиры рейса рассказали латвийскому изданию Delfi, как на экстренную посадку в Минске отреагировал Протасевич. Он живет и работает в Литве. Сначала он, по данным издания, запаниковал и начал дрожать, однако затем успокоился и на вопрос других пассажиров о том, что происходит, ответил: «Меня ждет смертная казнь».

Перед вылетом из Афин Протасевич сообщил о слежке — в аэропорту подозрительный мужчина пытался сфотографировать его документы, а затем ушел, хотя пришла его очередь. Также он обратился к нему с вопросом на русском языке, хотя Протасевич молчал.

Скриншот: NEXTA

После посадки на борт зашли люди с собаками, Протасевича отвели в сторону, а затем вывели из самолета. Остальных пассажиров, по словам очевидцев, около трех часов держали без воды и доступа в туалет.

После приземления самолет осмотрела саперно-техническая бригада — ее представитель рассказал в эфире телеканала «Беларусь 1», что проверка лайнера заняла 2-2,5 часа. В сюжете телеканала говорится, что решение сажать самолет в Минске принял экипаж, а о ЧП «сразу доложили главе государства», который принял решение направить к лайнеру истребитель.

«Такая реакция Вооруженных сил на инциденты в воздушном пространстве вполне очевидна. Военно-воздушные силы и войска ПВО всегда готовы отразить любую угрозу в воздушном пространстве, но при этом всегда готовы оказать помощь любому воздушному судну в случае бедствий либо каких-либо форс-мажорных обстоятельств», — говорится в сюжете телеканала.

Из Минска в Вильнюс самолет вылетел около 21:00 по московскому времени —пассажиры и экипаж провели в Минске больше семи часов. Вскоре лайнер благополучно сел в Вильнюсе.

По данным телеграм-канала «Беларусь головного мозга», там выяснилось, что в самолете не оказалось двух белорусов и четверых граждан России — в Минске также задержали девушку Протасевича, которой он, по словам одного из пассажиров, передал вещи после того, как узнал о посадке в Беларуси.

Авиакомпания Ryanair сообщила в твиттере, что экипаж получил сообщение об угрозе на борту от белорусского управления воздушного движения и был проинструктирован направить борт в аэропорт в Минске.

Реакция

Литва, куда летел Протасевич, потребовала от властей Беларуси освободить его. Президент Литвы Гитанас Науседа призвал союзников по Евросоюзу и НАТО отреагировать на инцидент и назвал его угрозой международной гражданской авиации. В МИД Литвы вызвали поверенного по делам Беларуси в связи с экстренной посадкой самолета.

В Литве также завели уголовное дело по факту захвата самолета.

24 мая лидеры стран Евросоюза обсудят инцидент с посадкой самолета Ryanair в Минске.

Министр финансов Германии Олаф Шольц заявил, что Евросоюз будет вынужден принять меры в связи с происшествием.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг назвал его «серьезным и опасным инцидентом», требующим международного расследования. В Международной организации гражданской авиации выразили серьезную обеспокоенность.