Посеять раздор и обогатиться: кого и за что США обвинили во вмешательстве в выборы вместе с «поваром Путина»

25 567
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Накануне, 16 февраля, 13 россиянам и трем российским компаниям предъявили обвинения в вмешательстве в американские выборы. В списке —«Агентство интернет-исследований», известное как «фабрика троллей», бизнесмен Евгений Пригожин и две его компании из группы «Конкорд», которые, по данным Минюста США, финансировали агентство. Также в список попали топ-менеджеры и сотрудники агентства. Некоторых из них США обвинили не только в попытках посеять раздор в стране, но и в попытках создать схему личного обогащения. Дождь собрал главное из 37-страничного документа.

Кого обвинили

Первыми в списке обвиняемых значатся три компании — это «Агентство интернет-исследований», которое в России известно как «фабрика троллей», а также компании из группы «Конкорд» Евгения Пригожина, которого называют «поваром Путина», — Concord-catering («Конкорд кейтеринг») и Concord Management and Consulting («Конкорд менеджмент и консалтинг»). 

Помимо компаний, в списке фигурируют 13 человек. Все они, по данным Минюста США, работали в «Агентстве интернет-исследований» или связаны с ним:

  • Евгений Пригожин и его компании из группы «Конкорд» финансировали агентство. Точные цифры в докладе не называются, но отмечается, что суммы были «значительными» и покрывали не только достигнутые и будущие цели агентства, но и шли на зарплаты и бонусы сотрудникам, в том числе и тем, которые не фигурируют в докладе в качестве обвиняемых. Все они знали о роли Пригожина в агентстве.
  • Михаил Быстров занимал самую высокую должность в агентстве — генерального директора. В докладе указывается, что в 2015 и 2016 годах он несколько раз встречался с Пригожиным.
  • Михаил Бурчик (Абрамов) был исполнительным директором и вторым человеком в агентстве.
  • Александра Крылова занимала третью позицию в агентстве — директора.
  • Сергей Полозов возглавлял IT-отдел и обеспечивал закупку в США серверов и другой «компьютерной инфраструктуры» для маскировки связи агентства с Россией.
  • Мария Бовда возглавляла отдел переводов, Роберт Бовда — один из департаментов в нем. Анна Богачева была сотрудником этого отдела и следила за сбором и анализом информации.
  • Джейхун Насими Оглы Асланов и Вадим Подкопаев фигурируют в докладе также в качестве сотрудников отдела переводов. Асланов, помимо этого возглавлял компанию «Азимут», которую использовали для перевода денег компаний Пригожина агентству, говорится в докладе. Подкопаев отвечал за исследования политической ситуации в США и подбирал контент для социальных сетей.
  • Глеб Васильченко, Ирина Каверзина и Владимир Венков занимались непосредственной публикацией в соцсетях, а также их обновлением и мониторингом.

Что они сделали

Деятельность агентства была четко структурирована и основывалась на исследованиях, которые «специалисты» организации провели перед началом работы. Двое обвиняемых — Александра Крылова и Анна Богачева — ездили, как говорится в докладе, в Америку под фальшивыми предлогами с целью собрать информацию для своих коллег. Поездка продолжалась с 4 по 26 июня 2014 года. За это время они посетили восемь штатов и город Нью-Йорк. Еще один неназванный сотрудник агентства, отмечается в докладе, ездил в США на четыре дня в ноябре 2014 года.

Социальные сети

Сотрудники агентства позиционировали и вели себя в интернете как американские активисты, которые живут в США и имеют гражданство этой страны. Для этого они использовали фейковые и взломанные страницы в фейсбуке, инстаграме и твиттере. Их, по подсчетам авторов доклада, были сотни. Они были зарегистрированы на фейковые электронные ящики в американских почтовых сервисах. Также обвиняемые использовали украденные аккаунты настоящих американских граждан и публиковали от их имени посты в группах, которые сами контролировали.

В интернете сотрудники агентства общались с реальными американцами. Результатом этих бесед стало то, что обвиняемые решили сосредоточить свою деятельность «на фиолетовых штатах типа Колорадо, Вирджинии и Флориды». «Фиолетовыми» в США называют штаты, в которых нет определенности с голосованием за республиканцев или за демократов; штаты, которые голосуют за первых, называют «красными», а те, которые голосуют за вторых, — «синими».

Сотрудники работали посменно в разные часы, чтобы посты публиковались в приемлемое для Штатов время с учетом национальных праздников и календарных каникул.

Стратегической целью обвиняемых было «посеять раздор» в американской политической системе, говорится в докладе Минюста. Им было поручено создать «политическую интенсивность через поддержку радикальных групп и пользователей, которые недовольны социальной и экономической ситуацией» в Штатах. Для этого они поднимали в своих публикациях острые вопросы и темы и писали, например, о мигрантах, религии и расизме. Также они создавали тематические группы с такими названиями, как «Безопасные границы», Blacktivist, «Объединенные мусульмане Америки» и «Армия Иисуса». На них были подписаны сотни и тысячи людей.

В самом начале избирательной кампании в США они публиковали в интернете уничижительную информацию о Хиллари Клинтон, Теде Крузе и Марко Рубио, а поддерживали Берни Сандерса и Дональда Трампа, которые тогда заявили о своих планах участвовать в президентских выборах. Для критики Клинтон, Круза и Рубио и поддержки Сандерса и Трампа сотрудникам агентства нужно было «использовать любую возможность».

Для этого они создавали хэштеги, например #IWontProtectHillary (англ. — я не поддержу Хиллари) и #Hillary4Prison (Хиллари в тюрьму), общались с участниками кампаний кандидатов и даже организовывали митинги.

Политическая реклама

В 2015 году агентство занялось распространением политической рекламы в соцсетях. На это тратились «тысячи долларов каждый месяц» из бюджета агентства, финансируемого Пригожиным и его компаниями из группы «Конкорд», утверждается в докладе. Рекламу публиковали вплоть до самих выборов в ноябре 2016 года. Она была оплачена со счетов и карт российских банков, зарегистрированных на фейковые данные, которые якобы принадлежали американцам.

Для этих же целей были созданы аккаунты в платежной системе PayPal. Для регистрации там использовали украденные номера социального страхования и даты рождения американских граждан.

Примеры текста рекламных постов, которое оплачивало агентство. Скриншот из доклада Минюста США

Эффективность публикаций и рекламы в соцсетях отслеживали и анализировали. Ее старались увеличить, используя разные виды взаимодействия — посты, лайки, комментарии и репосты — в зависимости от размера целевой аудитории. Также в агентстве регулярно оценивали свою работу, проверяя, чтобы все посты были «аутентичны» и выглядели так, будто их написал американец.

Свою связь с Россией обвиняемые сотрудники организации тщательно скрывали. Для этого они купили сервер, который находится в США, и использовали в своей работе VPN.

Организация митингов

С помощью аккаунтов и групп в социальных сетях сотрудники агентства организовывали митинги и политические акции в разных штатах — Нью-Йорке, Флориде и Пенсильвании.

25 июня 2016 в Нью-Йорке состоялся организованный сотрудниками агентства «Марш за Трампа», а 23 июня — митинг «Хватит Хиллари». Серию аналогичных мероприятий они организовали во Флориде, штате Нью-Йорк и Пенсильвании. Перед одним из них организаторы попросили двух американцев построить клетку, одеться в костюм тюремного заключенного, а на лицо надеть портрет Хиллари Клинтон. Им за это заплатили. Также в докладе говорится, что платили и другим участникам таких акций, но были ли они оплачены целиком, неизвестно.

Обвиняемые сотрудники агентства организовывали и митинги в поддержку Клинтон, в частности, в июле 2016 года они оплатили рекламу акции «Поддержи Хиллари. Спаси американских мусульман».

Митинги организовывались и после выборов, в частности, акцию «Трамп НЕ МОЙ президент», которая состоялась 12 ноября 2016 года в Нью-Йорке — через неделю после победы Трампа.

Во время кампании обвиняемые писали представителям его штаба в социальных сетях и по электронной почте. Имена представителей не называются, но известно, что их было трое. Отвечали ли они на сообщения от обвиняемых, не уточняется.

Мошенничество

Двоих фигурантов доклада Минюста США — Джейхуна Асланова и Глеба Васильченко — обвинили в финансовом мошенничестве. Они, как считают авторы доклада, пытались создать схему привлечения денег для собственного обогащения. Для этого они создавали счета под фальшивыми именами в американских банках и платежных системах. Их они использовали для вывода денег из США и перечисления средств из России.

Асланова и Васильченко, а также Ирину Каверзину и Владимира Венкова обвинили в краже персональных данных реально существующих американских граждан — их номеров социального страхования, домашних адресов и дат рождения. Их использовали для создания аккаунта в платежной системе PayPal и сервисов по обмену криптовалют. Названия конкретных банков и имена людей, данные которых были украдены, в докладе не уточняются.

Публикации в фейковых сообществах, которые создали сотрудники агентства, можно было купить. Посты стоили от 25 до 50 долларов. Деньги владельцы групп получали от реальных американских пользователей. Схема их вывода в Россию в докладе не описана.

В использовании краденых персональных данных также обвинили Ирину Каверзину и Владимира Венкова.

Что нарушили

Кроме банковского мошенничества и кражи личных данных, обвиняемые, как говорится в докладе, нарушили еще три закона. В частности, федеральный закон США о выборах запрещает иностранцам вкладывать деньги в предвыборную кампанию. О вложенных средствах нужно отчитываться перед Федеральной избирательной комиссией, которая также запрещает финансовое участие иностранцев.

Закон об иностранных агентах предполагает регистрацию иностранных руководителей компаний. Они должны отчитываться перед Минюстом США, а правительство и граждане страны должны быть проинформированы об этом на тот случай, если организации попытаются воздействовать на их мнение.

Ездившие в США сотрудницы агентства нарушили миграционное положение о том, что при получении американской визы нужно указывать истинную информацию о месте работы и цели визита в США. Заявление на визу подавал и Роберт Бовда, но ему отказали. В своих заявлениях все трое указали, что приехали в США по личным причинам, а о работе в агентстве умолчали.

Ответ Пригожина

Евгений Пригожин ответил на обвинения Минюста США, отметив, что уважает американцев и «совсем не расстроен». «Американцы очень впечатлительные люди, они видят то, что хотят видеть. С большим уважением отношусь к ним. Я совсем не расстроен, что оказался в этом списке. Если они хотят видеть дьявола — пусть видят», — заявил Пригожин. Ранее он уже говорил, что ни «Конкорд», ни иные структуры, принадлежащие ему, «никак не связаны с деятельностью, направленной на вмешательство в американские выборы».

Чтобы посмотреть полную версию, станьте подписчиком

Вы уже подписчик? Войти


Подвешенная подписка

Выберите человека, который хочет смотреть , но не может себе этого позволить, и помогите ему.

  • Макс Готов

    RENNES
    30.12.2020

    Всем привет! Подписка мне нужна, потому что Дождь - единственное СМИ, которому я доверяю и смотрю. Хочу быть в курсе всех событий, потому что люблю новости и даже политические)) Хотелось бы увидеть все ваши материалы. Прошу помочь с подпиской на дождь, так как сам пока не имею такой возможности. Взамен обещаю подарить подписку другому человеку, как только снова найду работу. Так сказать "Заплати другому". Искренне желаю всего самого наилучшего всем подписчикам Дождя, не болеть, не попадать под дождь,если он не в жаркую погоду, а смотреть Дождь, любви, счастья и благополучия в новом и во всех последующих годах. Долгих и счастливых лет жизни вам, дорогие свободолюбы! Заранее благодарю, если подарите подписку. Спасибо и пока. 🌺🌺🌺

    Помочь
  • Preor Пронин

    Саратов
    25.11.2021

    привык, а заплатить за подписку не чем.

    Помочь
Популярное у подписчиков Дождя за неделю
Лучшее на Дожде