Арестованы полицейские, обвиняемые по делу Голунова. Следствие считает, что они подбросили наркотики ради продвижения по службе

30/01/2020 - 21:23 (по МСК) Виктория Сальникова

Басманный суд Москвы арестовал пятерых бывших сотрудников УВД по ЗАО Москвы, которые, по версии следствия, подбросили наркотики Ивану Голунову. Они отрицают свою вину и жалуются на давление. Следственный комитет считает, что полицейские сфабриковали дело ради наград и карьеры, а не из-за публикаций Голунова.

Игорь Ляховец. Фото: Дождь

Пятерых бывших сотрудников отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД ЗАО задержали 29 января и доставили на допрос в центральный аппарат СК. Это Денис Коновалов, Акбар Сергалиев, Роман Феофанов, Максим Уметбаев и Игорь Ляховец. Бывший глава их отдела Андрей Щиров проходит по делу как свидетель. На допросе он заявил, что не знал о действиях подчиненных. 

30 января Басманный суд арестовал бывших сотрудников на два месяца. Им предъявили обвинение по трем статьям — о превышении должностных полномочий, фальсификации доказательств и незаконном обороте наркотиков. СК считает, что они купили наркотики, хранили их и перевозили, после чего подбросили в рюкзак и квартиру Голунова. По мнению следствия, бывшие полицейские входили в состав преступной группы, которую возглавлял Ляховец.  

Вину в фабрикации дела обвиняемые отрицают — Уметбаев только признал, что дал журналисту пощечину. Кроме того, двое пожаловались на давление, которое якобы оказывает следствие. Бывшие полицейские рассказали членам ОНК, что в случае признания вины их обещали отправить под домашний арест, а не заключить в СИЗО. 

Адвокат Ляховца во время суда по избранию меры пресечения попросил приобщить к делу копии почетных грамот «За высокий профессионализм в борьбе с наркотиками», «За службу Российской Федерации в борьбе с наркотиками», а также медаль «За отличную работу в органах контроля». Сам Ляховец еще раз подчеркнул, что полностью отрицает вину, а арест считает психологическим и моральным давлением. «Мне уже сообщили, что мне создадут особые условия, чтобы память лучше восстанавливалась. Чтобы службе собственной безопасности было проще работать», — сказал он. Ляховец назвал дело «политическим»: «Достаточно доказательств [было]. То, что отпустили Голунова, это не его заслуга и не адвоката, который пиарится». 

На сайте газеты «Петровка 38» говорится, что Максим Уметбаев — потомственный полицейский, который занял второе место в конкурсе «Лучший полицейский Москвы». «Его отличительное качество — неподдельная скромность», — говорится в заметке. 

Голунов в своем телеграм-канале отмечает, что Ляховец девять дней назад зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и указал единственный вид деятельности — расследования. 

Адвокат Романа Феофанова на заседании заявил, что организатором дела «фактически» был генерал Андрей Пучков, которого Владимир Путин уволил с должности начальника УВД по ЗАО вскоре после освобождения Голунова. Постановление на осмотр жилища журналиста было вынесено судом в мае по его представлению. Защитник также напомнил, что Феофанов на тот момент работал только два месяца: «Каким образом он мог вступить в преступную группу?» Бывший полицейский несколько раз повторил, что не виноват. 

Денис Коновалов. Фото: Дождь

Иван Голунов изначально связывал задержание со своей профессиональной деятельностью — готовящейся публикации о связи московского рынка похоронных услуг с высокопоставленными сотрудниками ФСБ. По данным источника ТАСС, следствие считает иначе: бывшие полицейские хотели улучшить показатели работы, получить повышение по службе и награды. 

Как отмечает Голунов, фигурант дела Денис Коновалов признавался лучшим сотрудником наркоконтроля. «Куда еще больше?» — шутит журналист. 

О том, что следствие не рассматривает версию о фабрикации дела из-за журналисткой деятельности Голунова, сообщили и источники «Коммерсанта». По их данным, следствие объясняет это тем, что заказ полицейские могли получить через непосредственного руководителя Щирова, а он имеет статус свидетеля. Фигуранты дела также полгода находились под «негласным наблюдением». Операцию по их задержанию переносили из-за того, что ФСБ не могла выделить сотрудников. В итоге ее провели 29 января сотрудники главного управления собственной безопасности МВД. Щирова, по данным источников, продолжают проверять на причастность, но улик пока недостаточно. 

По данным «Новой газеты», директор ФСБ Александр Бортников на расширенной коллегии УФСБ по Москве и Московской области заявил, что информация о причастности к делу начальника УФСБ Алексея Дорофеева и офицера управления Марата Медоева не подтвердилась, а виновные в «попытке [их] дискредитации» будут наказаны. 

Вмешиваться в работу СК Кремль не собирается, предупредил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. На вопрос, поставил ли Путин задачу найти заказчиков, он ответил, что необходимости в постановке такой задачи нет.

Голунов выразил готовность помочь семьям арестованных, если они будут нуждаться. СК проверяет бывших полицейских на причастность к другим аналогичным преступлениям.