«То, что произошло сегодня — катастрофа»: реакция политиков, журналистов и общественных деятелей на ликвидацию «Мемориала»

28/12/2021 - 20:41 (по МСК)

Верховный суд 28 декабря по требованию Генпрокуратуры ликвидировал правозащитное общество «Международный Мемориал»*, занимающееся восстановлением сведений о жертвах политических репрессий. По мнению прокурора, «Мемориал»* «искажает историческую память о Великой Отечественной войне» и создает «ложный образ Советского союза как террористического государства». Дождь собрал мнения политиков, журналистов, общественных деятелей и деятелей культуры о ликвидации организации.

Анна Наринская, журналистка

«Ликвидация общества „Мемориал“* — это преступление власти. Против истории. Против культуры. Против человечности. Это демонстрация того, что миллионы убитых задешево им безразличны. И давайте себя не обманывать — ровно так же как жертвы репрессий им безразличны жертвы блокады и вообще жертвы фашизма. Любые жертвы. Все что не ложится в разверсточку выгодной им сегодня подтасовки. Но как бы они ни гопничали сегодня — память убить нельзя. И этот их позор останется — в памяти, в книгах, в тех самых учебниках, которые они пытаются переписать. Вот за такое их помнить и будут».

Нюта Федермессер, учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера»

«Суд постановил ликвидировать „Мемориал“*. Позор. Позор, с которым стыдно жить в одно время. „Мемориал“* был основан академиком Сахаровым. „Мемориал“* — одно из достойнейших начинаний страны. „Мемориал“* — это память. Память нельзя ликвидировать, нельзя убить.

Судебной системы нет. Никто, никто, ни самые распростые жители страны, ни руководство страны, никто не верит в судебную власть в России <…> Много чем запомнится этот год, но вспоминать потомки будут не ковид, а Дмитриева (глава карельского отделения „Мемориала“* Юрий Дмитриев, — прим. Дождя) и „Мемориал“*. А вспоминать будут. Это точно. Потому что память нельзя ликвидировать. Позор».

Андрей Лошак, режиссер

«У меня уже нет новых слов для описания этого мрака. Реванш потомков сталинской вохры необратимо ведет к новой катастрофе. И мы уже ее наблюдаем в режиме реального времени — как зрители разбившегося когда-то при посадке Шаттла, с той только разницей, что мы — внутри корабля, а не снаружи. Очевидно, что из крушения СССР россияне никаких уроков не извлекли. Надо еще раз наступить на те же грабли, чтобы на этот раз разбить себе башку вдребезги. Никак иначе изжить эту травму ХХ века, видимо, не получится».

Виктор Шендерович, писатель и журналист

«Ликвидация „Мемориала“* — пустые хлопоты в этом подлом казенном доме. Кто может нам запретить помнить наших убитых? Убийцы суетятся напрасно. Просто урок нам: в следующий раз „не экономить на осиновых кольях“, как сформулировал Лев Рубинштейн».

Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия — За правду»

«Я глубоко разочарован и опечален этим решением. Могу сказать, что это плевок в лицо всем жертвам массовых репрессий — и лично мне и моим родным. В 1937 году моего дедушку, простого русского крестьянина Емельяна Еремеевича Миронова расстреляли на опушке Семичевского бора на Смоленщине. За что? Да ни за что!!! Просто выполняли план по „врагам народа“. Нашли „врага народа“… палачи проклятые.

„Мемориал“* долгие годы собирал документальные свидетельства, данные о репрессированных. Организация была хранителем памяти о трагических страницах истории нашей страны. И мы не должны об этом забывать! Да, был террор, были депортации, были перегибы, а не только Победа и космос. Считаю решение Верховного суда фатальной ошибкой, государство провалило экзамен по собственной истории.

На фотокарточке — дом моего деда, „зажиточного крестьянина“, „кулака“, „врага народа“. Я был там в 2009 году».

Григорий Явлинский, основатель партии «Яблоко»

«Ликвидация „Международного Мемориала“* — это политическое решение, которое не имеет отношения ни к праву, ни к закону, ни к Конституции. Этим решением нынешняя российская власть объявила себя преемником сталинского и советского режима. Таким образом любая критика советского режима и раскрытие исторических фактов о преступлениях сталинизма является дискредитацией сегодняшней российской власти. „Мемориал“* ликвидировали, потому что „Мемориал“* говорит правду.  Это переход от авторитарного режима к тоталитарному.  Это еще один шаг к войне».

Мария Пейчинович-Бурич, генсекретарь Совета Европы

«Ликвидация „Международного Мемориала“* знаменует темный день для гражданского общества России. Существование и развитие организаций гражданского общества является важной опорой любой европейской демократии. Однако Россия, видимо, все дальше отходит от общеевропейских стандартов и ценностей  <…> Это очень прискорбно. Мы продолжаем предлагать нашу помощь и опыт, но сегодня наступил темный день для российского гражданского общества».

Марианна Максимовская, журналистка

«Мой прадед был расстрелян во время сталинских репрессий. Второй — погиб в сталинских лагерях. Моя прабабушка сидела в сталинской тюрьме, ее чудом выпустили через какое-то время, мою  бабушку — ей тогда было 17 лет — за одну ночь выселили из квартиры арестованных родственников, она носила своей маме передачи в тюрьму и потом всю жизнь  рассказывала, каково было в те времена носить печать „члена семьи врага народа“. Да, прадеда потом посмертно реабилитировали.

Общество „Мемориал“* восстанавливало память о безвинно репрессированных и сохраняло память о преступлениях сталинского режима. Сегодняшнее решение суда о ликвидации „Мемориала“* (ранее был признан „иностранным агентом“) ляжет тяжелым отпечатком на имидж судебной власти страны. Как бы ни относились силовики к этой организации. Странно это не понимать».

Катерина Гордеева, журналистка

«Сегодня, 28 декабря 2021 года, Верховный суд России своим решением ликвидировал „Международный Мемориал“* (признан „иностранным агентом“), на плечах которого несколько десятков лет лежал тяжелейший труд по выцарапыванию из темных архивов правды об истории нашей страны, по защите прав тех, у кого отобрали слово, по защите нас и нашей памяти. Много всякого говна случилось с нами в последнее время. Но то, что произошло сегодня — это катастрофа. Если представить себе страну как человека, то это если бы в человеке ликвидировали совесть и память и отправили жить дальше». 

Александр Архангельский, литературный критик и писатель

«У меня очень плохая новость и для тех, кто решил угробить „Мемориал“*, и для тех, кто это решение выполнил. Бог есть. Он никуда не спешит, потому что вне времени, но встреча будет».

Дарья Серенко, активистка и поэтесса

«На этом фото меня поймали за секунду до того, как я начну плакать навзрыд. Это 2017 год, акция „Возвращение имен", где тысячи живых людей стояли в очереди, чтобы назвать в микрофон имя репрессированного человека. Часто от этих людей, увезенных в ночи и расстрелянных, не остается ничего кроме имени. Даже могилы нет.

Акцию каждый год устраивает „Международный Мемориал“*. Сегодня по решению суда „Мемориал“* ликвидировали. Ликвидировали организацию, более 30 лет занимающуюся восстановлением памяти о репрессированных, раскопками общих могил и помощью родственникам погибших. „Мемориал“* — это наша совесть и наша память, „Мемориал“* — это летопись тоталитарных режимов, „Мемориал“* — это огромный труд. „Мемориал“* ликвидируют, чтобы контролировать нашу память, чтобы репрессированные и мертвые были забыты (то есть чтобы они были повторно репрессированы), „Мемориал“* ликвидируют, потому что он ведет летопись и современных репрессий: списки политических заключенных, которых государство хочет от нас спрятать, хочет уничтожить».

Елена Ванина, киносценаристка

«Штейн и Алехина голодают в тюрьме. Вся журналистика уничтожена, половина друзей уехали из страны, потому что иначе посадят. А куча уже сидит. Срок, посадили, уехал. Уехал, суд, срок. Каждый десятый знакомый — „иноагент“. Или может им стать. [Юрию] Дмитриеву увеличили срок до 15 лет. Заблокировали „ОВД-инфо“*. Ликвидировали „Мемориал“*. И при этом счастье, друзья, новогодние праздники и все большее погружение в ложь самому себе. Это ничего, это меня не коснётся. Как же. Такие вот итого года».

Джон Салливан, посол США в Москве

«Сегодняшнее решение Верховного суда России о закрытии „Международного Мемориала“*, одной из старейших и наиболее известных правозащитных организаций России, — это вопиющая и трагическая попытка подавить свободу слова и стереть историю».

Посольство Великобритании в Москве

«Сегодняшнее решение российского суда о ликвидации „Международного Мемориала“* — пользующейся всеобщим уважением организации — это тяжелый удар по независимым голосам в России. Это явная попытка запретить важные исторические исследования и подавить свободу слова». 

Алена Попова, политик

«Ликвидации „Мемориала“* — это предательство собственной истории, памяти и прав родственников репрессированных. Я горжусь тем, что в школе нас учитель истории возила в места Пермских лагерей. Горжусь тем, что „Мемориал“* привозил Татьяну Окуневскую (советскую актрису, которая была арестована по статье антисоветская агитация и пропаганда) и нам можно было даже дурацкие вопросы задавать, спорить. Я помню, как она пожелала нам «никогда не столкнуться с такой реальностью» (когда репрессии повсеместны) на вопрос: „а почему Вы вернулись в театр после ареста, а не стали защищать всех, кто пострадал от репрессий“.

Возможность знать много о репрессиях позволяла вырабатывать нежелание повторить такое в нашей стране. Ясно-понятно, что у системы планы иные». 

Валерий Панюшкин, журналист и литератор

«Простите, но мне кажется, это естественно, чтобы „Мемориал“* работал в подполье. Неестественно было, когда чекисты, сидя задницами на своих засекреченных архивах, из окна здания на Лубянке снисходительно наблюдали, как люди у Соловецкого камня по одному выматывали из их лап имена казненных. Вот это была двусмысленная ситуация, а теперь все встало на свои места. Надо только придумать, какая именно эрика как именно теперь будет брать четыре копии»

 

Фото на превью: Денис Каминев / Дождь

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включена в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента»

*По решению Минюста России «ОВД-Инфо» включен в  реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции «иностранного агента»