Первый полностью российский военно-транспортный самолет разбился в Подмосковье. Что известно о его прошлых проблемах

17/08/2021 - 14:41 (по МСК)

В подмосковной Кубинке во время тренировочного полета разбился опытный военно-транспортный самолет Ил-112В. Это первый самолет подобного типа, полностью разработанный в России. Он должен был заменить устаревшие Ан-24 и Ан-26. Еще во время первых пробных полетов в 2019 году были выявлены проблемы с двигателем, которые по словам разработчиков, удалось устранить. Приоритетная версия крушения — неисправность двигателя. Дождь рассказывает, что известно о катастрофе. 

Причина крушения

Фото: Marina Lystseva / AP

Авария произошла 17 августа в 11:18. Самолет потерпел крушение во время захода на посадку после испытательного полета. Причиной, по данным РИА Новости, стал пожар в правом двигателе. Момент катастрофы полностью попал на видео. На записи видно, как у самолета загорается двигатель, он теряет управление и после крена падает среди деревьев. 

Как пишет ТАСС, экипаж успел сообщить диспетчеру о пожаре на борту. Между появлением дыма и падением на землю прошло около минуты. На борту находилось трое членов экипажа, командиром был заслуженный летчик-испытатель, герой России Николай Куимов. По данным агентств, никто не выжил. Причину аварии изучит специальная внутренняя комиссия Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

По словам источника «Интерфакса», помимо неисправности рассматривается версия ошибки экипажа. «Машина экспериментальная, опытная, ее испытывали при избыточных нагрузках. Самолет разбился при заходе на посадку, не долетев 1,5 километра до ВПП. Возможно, экипаж из-за усталости или иной причины допустил ошибку», — сказал собеседник агентства. Приоритетной тем не менее остается версия технической неисправности, говорит источник «Интерфакса». 

Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. 

Проблемы с двигателем

ИЛ-112В — всего лишь третий (после Sukhoi Superjet и МС-21) небоевой самолет, полностью спроектированный в России после распада СССР, пишет «Русская служба Би-би-си». Кроме того, это первый полностью российский военно-транспортный самолет, который должен был прийти на смену устаревшим Ан-24 и Ан-26. 

Ил-112 победил в конкурсе Минобороны на лучший проект легкого военно-транспортного самолета еще в 2003 году, однако в 2010-2011 годах военные отдали предпочтение Ан-140, разработанному в Украине, пишет ТАСС. После присоединения Крыма в 2014 году Минобороны вернулось к проекту «ИЛа».

Первый полет ИЛ-112В состоялся в 2019 году, но следующие испытания — только через два года. В марте 2021 года разработчики отчитались о внесении в конструкцию изменений. Дело в том, что самолет оказался на две тонны тяжелее, чем требовало Минобороны. 

«Были доработаны все системы самолета и проведена работа по снижению веса воздушного судна, что позволило передать самолет на этап предварительных испытаний, проводимых совместно с министерством обороны», — заявил тогда управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой.

Помимо проблем с лишним весом генеральный конструктор «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев рассказывал о выявленных в ходе испытаний проблемах с двигателем — на самолете установлена модификация двигателя ТВ7-117СТ-01. «ТВ7-117СТ взлетной мощностью до 3000 л.с. был явно недостаточен для машины данных габаритов, ограничивая ее максимальный взлетный вес, полезную нагрузку и взлетно-посадочные характеристики», — писали после первых испытаний в 2019 году «Известия». 

Макет Ил-112 на МАКС 2009
Изображение: Allocer / WikiCommons

Во время первых полетов происходил перегрев масла в системе теплообменника, а для работоспособности двигателя это критичный момент, объяснял Елисеев. «Случалось, в ходе испытаний пилотам даже приходилось отключать силовую установку. Специалисты выяснили, что новый теплообменник был отрегулирован таким образом, чтобы при достижении определенных параметров (высота или перепад давления) редукционный клапан перекрывался и происходило прекращение охлаждения масла в системе. Специалисты тщательно разобрались в причинах, доработали систему и решили эту проблему», — говорил Елисеев в июле 2021 года.

«Три года последние бьемся с Ил-112. Ситуация сдвигается в лучшую сторону. Машина, в принципе, получается неплохой», — отчитался тогда же вице-премьер Юрий Борисов.

Как отмечает The Bell, если подтвердится, что причиной катастрофы стала неисправность двигателя, это скажется и на других проектах. В частности, двигатель ТВ7-117СТ используется и на региональном пассажирском лайнере Ил-114-300, который совершил первый полет в прошлом году. 

Новый самолет должны были впервые показать на форуме «Армия-2021». Для этого неделю назад он перелетел с аэродрома под Воронежем в Жуковский. «Это важное событие для нашего завода, для всего отечественного самолетостроения», — говорил управляющий директор ВАСО Фарит Шарафеев. Грузоподъемность самолета составляет 5 тонн, дальность полета — 1200 км. Разработчики анонсировали выпуск до 12 самолетов в год.