Перетягивание Молдовы. Россия и Запад готовятся к решающей схватке за республику

20/10/2020 - 21:28 (по МСК) Владимир Соловьев

Молдова может стать следующей после Беларуси и Киргизии страной, которую накроет волна нестабильности. Об этом заявил глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, обвинив США в подготовке «цветной революции» в этой республике. Заявление прозвучало меньше чем за две недели до намеченных на 1 ноября выборов президента Молдовы. Москва заинтересована в победе действующего главы государства Игоря Додона. Но победа пророссийского кандидата не кажется очевидной.

Фото: Алексей Дружинин / ТАСС

Глава Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин 20 октября заявил, что США собираются организовать в Молдове «цветную революцию». «США продолжают бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела дружественных Москве государств по периметру российских границ. Сейчас мы отчетливо видим, что „революционный“ сцена­рий американцы готовят и для Молдавии, которая в ноябре будет избирать президента. Их не устраивает действующий глава государства И. Додон, поддерживающий конструктивные отношения со странами СНГ, в том числе с Россией», — говорится в заявлении директора СВР, размещенном на сайте службы.

По словам Нарышкина, Госдеп США предписал американскому посольству в Ки­шиневе заранее настраивать оппозицию на массовые протесты. Кроме того, сообщил он, есть информация о подготовке к выезду в Молдову группы американских специалистов по «цветным революциям».

Заявление Сергея Нарышкина появилось меньше чем за две недели до выборов президента Молдовы, намеченных на 1 ноября. Нынешний глава государства — пророссийский политик Игорь Додон — рассчитывает переизбраться на второй срок и полностью устраивает Москву.

У Додона давняя история отношений с Кремлем. В ноябре 2014 года его Партия социалистов, прежде не особо известная, получила наибольший результат на парламентских выборах именно благодаря российской поддержке. Во время той предвыборной кампании Додона в Москве лично принимал Владимир Путин, хотя по статусу молдавский политик не был ему ровней.

В 2016 году, снова при политической и информационной поддержке России, Игорь Додон был избран президентом Молдовы. Четыре года назад ему противостояла лидер прозападной партии «Действие и солидарность» Майя Санду, уступившая с небольшим перевесом в 67 тысяч голосов — 834081 против 766593.

Та победа Игоря Додона Кремлем была воспринята как важное внешнеполитическое достижение. Дело в том, что с 2009 года на всех руководящих постах в Молдове находились политики не просто заявлявшие о своей прозападной ориентации, но довольно жестко критиковавшие Москву. 

Это нередко приводило к конфликтам. В страну не пускали журналистов из России, препятствовали ротации российских миротворцев в Приднестровье, которые после начала конфликта на востоке Украины могли попасть в непризнанную республику только через аэропорт Кишинева. 

При Додоне ситуация стала меняться. Молдова, прежде считавшая приоритетом отношения с Евросоюзом, в 2017 году подала в курируемый Россией Евразийский экономический союз (ЕАЭС) заявку на предоставление ей статуса наблюдателя в этом альянсе, которая была удовлетворена. 

В июне 2019 года в Молдове произошли события, которые позже прозвали «революцией послов». Совместными усилиями России, ЕС и США в республике был отстранен от власти одиозный олигарх Владимир Плахотнюк, чье имя в стране стало синонимом слова «коррупция». Не занимая никаких должностей, олигарх в статусе лидера Демократической партии лично контролировал все значимые госструктуры — от парламента до генпрокуратуры, а заодно финансовые потоки, став теневым хозяином страны. 

Плахотнюк делал реверансы в сторону Запада и открыто конфликтовал с Москвой — с его подачи в 2017 году власти Молдовы объявили персоной нон грата тогдашнего вице-премьера Дмитрия Рогозина (сейчас занимает пост главы «Роскосмоса»), курировавшего в правительстве России отношения с Кишиневом. Но своим для ЕС и США олигарх так и не стал — масштабная коррупция и пренебрежительное отношение к таким темам, как права человека и реформы, сделали его нерукопожатным для западных политиков. В ЕС при нем Молдову стали называть «захваченным государством»

Кончилось все тем, что в июне 2019 года Россия, ЕС и США добились отстранения от власти подконтрольного Владимиру Плахотнюку правительства, а сам он был вынужден бежать из Молдовы. Активное участие в этом принимали дипломаты — посол России в Кишиневе Олег Васнецов, руководитель делегации ЕС Петер Михалко и глава американской дипмиссии Дерек Хоган. 

Важную роль в изгнании Владимира Плахотнюка тогда сыграл нынешний замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак, сейчас курирующий все постсоветское пространство, а в то время совмещавший должность вице-премьера и позицию спецпредставителя президента России по развитию торгово-экономических отношений с Молдовой и Приднестровьем. 

Именно Козак настоял на том, чтобы Партия социалистов Додона, опасавшегося всесильного олигарха, не создавала в парламенте правящую коалицию с демократами Плахотнюка, а вместо этого пошла на альянс с двумя прозападными партиями — «Действие и солидарность» Майи Санду и «Платформа „Достоинство и правда”» Андрея Нэстасе.

Пророссийские социалисты и ориентированные на Европу политические силы назначили новое правительство во главе с Майей Санду и на какое-то время прекратили геополитические споры о том, с кем дружить Молдове — с Россией или Западом. Но союз просуществовал недолго — до осени прошлого года. Вынужденные партнеры не смогли договориться о том, как и кого следует назначить генеральным прокурором страны. В результате Санду по инициативе президента Додона была отправлена в отставку с поста премьер-министра и противостояние между ними возобновилось с новой силой. 

Майя Санду. Фото: фейсбук

Недавние соцопросы показывают, что именно между пророссийским Додоном и прозападной Санду будет самая ожесточенная борьба на выборах президента. Согласно обнародованному 24 сентября опросу International Republican Institute, если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за Майю Санду проголосовали бы 20%, а за действующего президента Игоря Додона — 18%. Представленный 20 октября опрос компании CBS-AXA показал, что 17% респондентов готовы проголосовать за Додона и 13,3% за Санду, при этом отвечая на вопрос о том, кого из двух политиков они поддержат, если оба окажутся во втором туре, 25,9% опрошенных указали Игоря Додона и 29,2% — Майю Санду. 

Последняя уже призвала всех оппозиционных кандидатов (кроме Санду и Додона в избирательной гонке участвуют еще шесть политиков) объединить усилия, чтобы победить действующего президента. «Мы должны отказаться от политических дебатов и любых нападок в адрес друг друга. Наш единственный оппонент — Игорь Додон»,— заявила Санду на прошлой неделе. 

Ее главное обещание — победить коррупцию. К борьбе с ней она обещает привлечь европейских специалистов, а успешным кейсом в этом смысле считает соседнюю с Молдовой Румынию. «Мы решили создать комиссию из бывших прокуроров и судей европейских стран. Чтобы они пришли и смотрели на решения, которые судьи и прокуроры принимали за последние два года [в Молдове]. Если законные решения, то можешь остаться, если нет, то на выход,— заявила кандидат в президенты (цитата по ТАСС). — Я смотрю на Румынию, в которой за несколько лет создали сильные государственные органы, которые борются с коррупцией, они смогли почистить свою систему. Я считаю, что мы тоже сможем это сделать».

Еще раньше — 26 сентября — Майя Санду вместе с четырьмя другими кандидатами в президенты подписала открытое письмо, адресованное верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепу Боррелю, генсеку Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич и директору Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Ингибьерг Сольрун Гисладоттир, в котором утверждается, что Игорь Додон готовит фальсификации на предстоящих президентских выборах. В окружении президента эти обвинения назвали «истерией проевропейских кандидатов», которые уже смирились с «провалом на выборах». Так или иначе, но подобные обвинения неоднократно, в том числе недавно в Беларуси и Киргизии, становились поводом для массовых протестов и даже смены власти.

«Вашингтон и коллективный Запад заинтересован в том, чтобы победу одержала их кандидат — Майя Санду. Москва, конечно же, заинтересована в том, чтобы победу одержал Додон», — сказал Дождю кишиневский политический обозреватель Корнелиу Чуря. Противостоящие друг другу стороны, отметил он, вошли в клинч и есть признаки того, что мира после выборов может и не последовать. «Стороны проводят определенные подготовительные меры, чтобы сценарий Минска и Бишкека повторился и у нас», — считает он.  

Другие выпуски