Больше насилия против ЛГБТ, мягче наказание. Центр «Сова» — о преступлениях на почве ненависти в 2019 году

04/02/2020 - 14:40 (по МСК)

В 2019 году в России снизилось число нападений на почве национальной ненависти и на политических активистов, однако насилие в отношении представителей ЛГБТ-сообщества росло. К таким выводам пришел информационно-аналитический центр «Сова» в своем ежегодном докладе о преступлениях на почве ненависти и борьбе с ними. 

ЛГБТ

В 2019 году в результате нападений на представителей ЛГБТ один человек погиб, семеро пострадали (в 2018 году — один погибший, пятеро пострадавших). Однако, как отмечает «Сова», реальный уровень гомофобного насилия неизвестен. Среди пострадавших — участники пикетов и других мероприятий, которые ассоциируются с ЛГБТ. Кроме того, зафиксированы нападения на прохожих, которых приняли за гомосексуалов из-за внешнего вида. 

Известность получило убийство в июле в Санкт-Петербурге активистки Елены Григорьевой. Ее имя было в списке гомофобной группы «Пила», угрозы также поступали от активиста Тимура Булатова и националистов. Однако основная версия убийства оказалась бытовой. 

Политический активизм

В 2019 году ультраправые реже нападали на политических и идеологических противников: четверо избитых против 19-ти годом ранее, среди пострадавших — антифашист и рэпер. 

Помимо этого, в соцсетях появлялись фотографии и личные данные антифашистов, левых активистов, независимых журналистов, сотрудников правоохранительных органов, а также угрозы им. В интернете публиковали и фотографии ультраправых, которые дали показания на «соратников» на судебных процессах. 

Активисты SERB были заметны в прошлом году и пытались срывать мероприятия оппозиции, но до серьезных нападений, как отмечается в докладе, дело почти не доходило.

«Этнические чужаки»

В 2019 году в России, за исключением Крыма и Северного Кавказа, от расистского и идейно мотивированного насилия пострадали минимум 45 человек, пятеро из них погибли. Хотя общее число нападений снизилось по сравнению с 2018 годом (55 пострадавших), убийств было на одно больше, чем в предыдущем.

Нападения зафиксированы в 18 регионах (в 2018 году — в 12). По уровню насилия лидируют Москва (двое убитых, 11 раненых) и Санкт-Петербург (девять раненых). Трое пострадавших — в Свердловской области.

Основная группа жертв — люди, которых нападавшие воспринимали как «этнических чужаков». Число атак на них выросло по сравнению с 2018 годом — 21 нападение против 20. Среди пострадавших — уроженцы Центральной Азии (трое убитых, 11 избитых) и Кавказа (один избитый). Среди людей «неславянской внешности» — трое избитых (в 2018 году — 12). 

Центр знает об одном нападении в 2019 году на темнокожего в Кудрове Ленинградской области и об одной антисемитской атаке в Санкт-Петербурге. Самое крупное столкновение с этническим подтекстом произошло в селе Чемодановка Пензенской области летом 2019 года, где живут цыгане.

Еще одно крупное выступление на этнической почве — митинги против мигрантов в Якутске, где приезжий из Киргизии изнасиловал местную девушку.

Центр отметил, что крайне мало известно об организованных расистских группировках этнических меньшинств. Так, в начале 2019 года участники националистического движения «Ус Тумсуу» в Якутске провели с полицией рейд по ночным клубам — они запугивали мигрантов и убеждали девушек «возвращаться к своим — якутам». Их также подозревали в причастности к беспорядками в Якутске. Кроме того, стало известно об этнонационалистической организации «Во благо общего народа» (ВБОН). Это азербайджанское движение, которое пропагандирует традиционные ценности и здоровый образ жизни. Они распространяли в соцсетях ролики с избиениями и скриншоты с угрозами тем, кто «оскорбляет азербайджанский народ».  

Уголовное преследование

В 2019 году количество осужденных за преступления на почве ненависти снизилось: в Санкт-Петербурге, Омске и Хабаровском крае вынесли не менее четырех обвинительных приговоров, виновными признаны десять человек (в 2018 году — 11).

Второй год растет количество осужденных, которые получили условные сроки: в 2019 году — трое из 10, в 2018-м — девять из 45. Один человек осужден на срок более 20 лет, два — от 10 до 20 лет, два — от пяти до 10, трое получили условные сроки, один — обязательные работы, еще один освобожден от наказания из-за истечения срока давности.