«Иногда мы были почти без сознания»: мигранты рассказали о ловушке на границе Беларуси и Польши

20/12/2021 - 08:17 (по МСК)

Белорусские военные травили мигрантов собаками, отнимали у них личные вещи и вымогали взятки за возможность покинуть «зону отчуждения». А польские пограничники, наблюдая это, продолжали силой оттеснять беженцев обратно на белорусскую территорию, заставляя их пересекать границу через быстрые и глубокие реки. Об этом говорится в докладе правозащитной организации Amnesty International, полученном Дождем. 

Amnesty International опросила 75 человек, которых «заманили» в Беларусь с июля по ноябрь ложными обещаниями о беспрепятственном пересечении границы с ЕС. Среди них — 66 граждан Ирака, семь сирийцев, приехавших из Египта, Ливана и Сирии, один ливанец и один гражданин Судана. Они рассказали о жестоком обращении с обеих сторон конфликта — избиениях дубинками и прикладами, угрозах собаками и принуждении неоднократно пересекать границу, в том числе через реку с быстрым течением.

«Люди на границе оказываются между молотом и наковальней. <...> Противоборствующие силы ведут грязную игру с человеческими жизнями», — заявила Дженнифер Фостер, исследователь Amnesty International по вопросам беженцев и прав мигрантов.

Фото: Рамиль Насибулин / БелТА / ТАСС

Беларусь

Беженцы рассказали, как белорусские пограничники сопровождали их к «местам сбора» в зоне отчуждения между территорий Беларуси и Польши. После этого мигрантов силой заставляли пересекать границу — силовики преследовали их с собаками и принуждали пересекать замерзающую реку.

«Они выгрузили нас... Было около десяти [белорусских] солдат, и с ними было четыре собаки. Они сказали, что спустят собак, поэтому, если мы не будем быстро бежать, нас укусят. Солдаты побежали за нами, избивая дубинками всех, кто не бежал достаточно быстро. Пройдя за нами около 200 метров, солдаты развернулись, оставив нас в буферной зоне посреди леса. Семьи были разделены. Те, кого укусили собаки, истекали кровью», — рассказал Amnesty сириец, которого привезли к границе на военном грузовике вместе еще с 80 людьми.

Белорусские силовики избивали беженцев и забирали у них ценности, рассказали в организации. По словам одного из граждан Ирака, белорусский пограничник бил его кулаками и пинал ботинками со стальными наконечниками, пока он лежал на земле, а затем заставил отдать ему деньги и телефоны.

Оказавшимся на границе беженцам не разрешали покидать приграничную территорию. Мигранты, с которыми побеседовала Amnesty, рассказали, что несколько дней находились «в нечеловеческих условиях» с минимальным количеством воды и хлеба. Несколько человек сообщили, что им разрешили покинуть приграничную зону только после взятки.

Одна из опрошенных организацией сирийских семей пробыла на границе 20 дней. Как рассказали члены этой семьи, поесть им удавалось только раз в сутки — один день взрослые провели вообще без еды, отдав все, что было, двоим детям. «Иногда мы были почти без сознания, были голодны и хотели пить, и мы не могли найти никакой помощи ни от польских солдат, ни от белорусов», — рассказал отец семьи.

Польша

Amnesty отмечает, что жестокость демонстрировали не только белорусские, но и польские силовики. Они видели, как с беженцами обращаются на территории Беларуси, но тех, кто пытался переходить границу, тут же задерживали и возвращали назад. Это противоречит принципу невысылки тех, кто просит убежище, заметили в организации. 

Беженцы рассказали, что польские военные, отправляя их обратно в зону отчуждения, повреждали их имущество и применяли против них перцовые баллончики, в том числе против детей.

Гражданин Ирака рассказал организации, что примерно через час после попадания в Польшу его задержали польские военные и вместе с несколькими другими мужчинами доставили к небольшой речке на границе с Беларусью. «Ширина реки составляла всего около 10-15 метров, но она была глубокой и быстрой. Нас вытолкнули из машин и столкнули в воду. Всех, кто не упал в реку, избивали дубинками. [У них] тоже были собаки. Женщин и детей, а также некоторых мужчин увезли в другое место. Я видел, как одного человека унесло течением. Если ты не умел плавать, ты тонул», — сообщил он.

В Amnesty отмечают, что такое обращение с беженцами противоречит международному запрету на пытки и принципу невысылки — он предусматривает, что власти не должны насильственно отправлять кого-либо на территорию, где они могут подвергнуться риску пыток или другого жестокого обращения.

Несмотря на «вопиющие нарушения», Европейская комиссия не стала проводить разбирательство действий польских властей, обращают внимание в организации. Более того, 1 декабря Евросоюз предложил временно позволить Латвии, Литве и Польше отступить от правил ЕС и содержать беженцев на границе до 20 недель с минимальными гарантиями и упрощенной процедурой депортации.

«Тысячи людей, в том числе спасающиеся от войн и конфликтов, застряли в Беларуси в разгар зимы в крайне тяжелых условиях. Вместо того, чтобы получить необходимую помощь, они подвергаются жестокому обращению. Беларусь должна немедленно прекратить это насилие, а государства-члены ЕС должны перестать отказывать людям в возможности избежать этих вопиющих нарушений, не говоря уже о том, чтобы возвращать их в Беларусь, где они столкнутся с ними снова и снова», — сказала Дженнифер Фостер.

Миграционный кризис на границе Польши и Беларуси обострился в начале ноября. Тогда в зоне отчуждения разбили лагерь несколько тысяч мигрантов. Сообщалось, что их подвозят к границе белорусские силовики. Беженцы несколько раз пытались прорвать кордоны, в том числе расшатывая заграждения и закидывая польских пограничников камнями. Польская сторона в ответ применяла водометы и слезоточивый газ.

Польский премьер Матеуш Моравецкий говорил, что считает Владимира Путина организатором, а президента Беларуси Александра Лукашенко ― исполнителем миграционного кризиса. Путин отрицал свою причастность.

Лукашенко утверждает, что это европейская сторона поступает негуманно, отказываясь принимать беженцев. После введения Евросоюзом санкций против белорусских чиновников он заявил, что Беларусь больше не будет сдерживать поток мигрантов через свою территорию в ЕС.

Фото на превью: Марианна Беленькая / Коммерсантъ