«Медуза», «Медиазона» и «Холод» ответили на вопросы к расследованию о 29 млн «переболевших ковидом»

04/08/2021 - 15:47 (по МСК)

В конце июля «Медиазона», «Медуза»* и «Холод» выпустили совместное расследование о закрытой части федерального регистра Минздрава, куда попадают переболевшие коронавирусом россияне. Из материала следовало, что в этом регистре содержится около 29 миллионов записей — это может означать, что реальное число переболевших ковидом в стране почти в пять раз больше, чем по официальным данным властей. После выхода расследования у экспертов и независимых аналитиков возникли вопросы, а чиновники назвали ошибочными выводы журналистов. Спустя две недели издания опубликовали вторую часть расследования, в которой разобрали основные претензии независимых аналитиков и экспертов и добавили новые данные, подтверждающие их выводы.

О чем было расследование

После того, как 1 июля россиян обязали получать QR-коды, чтобы посещать заведения общепита, на портале «Госуслуг» начали выдавать цифровые сертификаты тем, кто привился или переболел не более полугода назад. 

У каждого выданного на «Госуслугах» сертификата был порядковый номер в закрытом регистре всех переболевших коронавирусом, который ведет Минздрав. «Медиазона», «Медуза»* и «Холод» вместе с аналитиком данных Сергеем Шпилькиным собрали массив сертификатов о вакцинации и, изучив их номера, сделали вывод, что на самом деле коронавирусом переболели около 29 миллионов человек — почти в пять раз больше, чем по официальным данным.

Какие вопросы возникли к расследованию

Эксперты, которые критиковали расследование, назвали три возможных причины, по которым выводы журналистов могут быть некорректны:

  • Номера сертификатов в реестре могут идти не по порядку или содержать пропуски
  • Номера в реестре могли использоваться повторно
  • Реестр Минздрава может включать не только переболевших коронавирусом, но еще пациентов с ОРВИ и пневмониями, об этом говорилось и в официальном комментарии Минздрава

Авторы последовательно ответили на все эти вопросы:

1. Реестр Минздрава может включать не только переболевших коронавирусом, но еще пациентов с ОРВИ и пневмониями

Почти сразу после выхода расследование прокомментировал Минздрав. Ведомство заявило, что к 21 июля «ресурс», о котором говорится в расследовании, содержал даже не 29, а 39 миллионов записей. Минздрав настаивал, что нумерация в нем не сквозная, и кроме переболевших ковидом туда включены также больные пневмонией, вакцинированные и «другие категории».

В своем ответе Минздрав использует слово «ресурс», но журналисты замечают, что — намеренно или нет — ведомство таким образом подменяет понятия. В расследовании «Медиазоны», «Медузы»* и «Холода» речь шла о «регистре переболевших ковидом», который, по словам журналистов, лишь составная часть того ресурса, о котором говорит Минздрав. В этот ресурс, как пишут издания, входят и два других регистра — в одном содержится информация о сделанных ПЦР-тестах, а в другом — о вакцинации. Журналисты анализировали именно «регистр переболевших ковидом». 

Эти три регистра — независимые, и нумерация в них разная. Различаются они по первой части номера, которая содержит техническую информацию — она одинакова для всех сертификатов внутри одного регистра. Вторая часть содержит порядковый номер. В подтверждение этой гипотезы журналисты нашли одинаковый порядковый номер во всех трех регистрах:

  • 7000 0000 1304 6765 — номер сертификата ПЦР-теста, сделанного, по мнению расследователей, в середине июля 2021 года.
  • 8661 1220 1304 6765 — номер сертификата переболевшего, диагноз которому, как полагают журналисты, поставили в декабре 2020 года (цифры 1220 - это 12 декабря) в Свердловской области (66-й регион).
  • 9490 0000 1304 6765 — номер сертификата о вакцинации в Магаданской области (49-й регион), который , как считают журналисты, относится к началу мая 2021 года.

2. Номера сертификатов в реестре могут идти не по порядку или содержать пропуски

Независимые аналитики — в том числе, Александр Драган — сомневались в том, что нумерация в регистре переболевших шла по порядку. По словам Драгана, в регистре могли быть пропуски в сотни номеров (например, за номером 100 100 мог идти номер 100 200, затем 100 300 и так далее), а количество исследованных сертификатов было слишком мало, чтобы делать выводы.

Авторы расследования привели несколько аргументов в пользу своей гипотезы о том, что номера в регистре переболевших все-таки идут по порядку.

Проверив распределение найденных номеров сертификатов по месяцам, журналисты выяснили, что среди них нет номеров больше 30 миллионов (их первоначальные выводы говорили о том, что в регистре около 29 миллионов переболевших) и практически недоступны номера меньше 10 миллионов (под ними должны быть те, кто переболел в самом начале пандемии и кто уже не мог получить сертификат).

О том, что номера идут по порядку, говорит и документация самого Минздрава, найденная журналистами и лежащая в открытом доступе — например, таблица со структурой базы и видеоинструкция по заполнению регистра.

Чтобы проверить версию о том, что в серии номеров могли быть пропуски, журналисты изучили более 80 тысяч номеров сертификатов. Сделали они это так: если перейти по QR-коду из любого сертификата и открыть HTML-код страницы, одна из ссылок будет вести на техническую страницу «Госуслуг». При подставлении другого номера в адресную строку сервер отвечал, существует такой номер или нет. Выстроив все изученные номера по порядку, журналисты выяснили, что значительных пропусков в полученном ряду чисел нет. Отдельно издания проверили две тысячи номеров подряд. 

3. Номера могли выдаваться заново 

В первой части расследования информированный источник «Медузы»* утверждал, что из регистра изымают номера тех, чей диагноз не подтвердился, и отдают их новым заболевшим. 

Во второй части расследования журналисты пишут, что собранные ими данные не могут подтвердить это утверждение — для этого нужно было бы знать не только номера сертификатов, но и даты их внесения в регистр, а эти данные не передаются в «Госуслуги» и доступны только Минздраву.

Впрочем, как отмечает «Медуза»*, в расследовании не утверждалось, что 29 миллионов — это точное число заболевших. Речь шла о тех, кто точно болел ковидом или был внесен в регистр из-за подозрений на него.

Выводы второй части расследования

Изучая номера записей в регистре, журналисты обратили внимание, что далеко не ко всем номерам привязаны сертификаты о перенесенном ковиде. В диапазоне от 10 до 30 миллионов таковыми оказались 10,26% номеров. Причин этому, как утверждают журналисты, может быть несколько — например, сертификаты не выписывались умершим; подтвержденная запись на «Госуслугах» есть не у всех россиян, в нумерацию не попадают данные сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

Исходя из собранных данных, журналисты оценили примерное число выданных на «Госуслугах» сертификатов о болезни в 3 миллиона — это десятая часть от 30 миллионов. Если считать, что подтвержденная запись на «Госуслугах» есть только у половины россиян (такие данные приводил ТАСС), итоговая цифра получивших положительный тест на коронавирус получается равной 6 миллионам. 

Эта цифра, как пишут авторы расследования, примерно совпадает с официальными данными оперштаба по переболевшим (6,3 миллиона человек к началу августа). То есть фактически в регистре Минздрава, о котором писали журналисты в первом расследовании, действительно указано 6 млн переболевших ковидом — столько же, сколько на сайте оперативного штаба.

Каким образом занесены в регистр еще 24 миллиона записей из 30, журналисты не понимают. Их могли отнести к заболевшим ОРВИ или «неподтвержденным диагнозам», но врачи, опрошенные «Медиазоной», разошлись во мнениях и не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение. 

Из всего этого авторы расследования делают вывод, что качество данных в регистре, который «служил основанием для принятия управленческих решений», вызывают большие сомнения, и вероятно, федеральные и региональные власти не имеют достоверных сведений о реальном масштабе эпидемии в России.  

Реакция чиновников

Во время подготовки второй части расследования корреспондент «Медузы»* попросил собеседника в Минздраве рассказать о принципе нумерации. «Холод» пересказывает этот разговор так:

— Вас же не волнует, как ГИБДД выдает номера?

— Но машины не лежат под ИВЛ.

— Вам интересно, как работает генератор случайных чисел?

— То есть регистр по такому принципу работает?

— Присылайте запрос.

За две недели до публикации текста редакция отправила запрос, но ответа на него так и не получила. Кроме того, журналисты обратились в Минцифры с просьбой рассказать, сколько сертификатов было выдано на «Госуслугах». Ведомство обещало ответить, но затягивало сроки и к моменту публикации так ничего и не сказало.  

Несколько источников «Медузы»* после выхода первой части расследования сказали, что полный доступ к регистру переболевших есть только у чиновников высокого ранга. Один из источников сообщил, что прямого доступа нет даже у технических специалистов Минздрава — только у членов правительства и руководства администрации президента.

*По решению Минюста России «Медуза» внесена в реестр СМИ, выполняющих функции иноагента