Удаленное выступление и реальное время на часах Шойгу: как Путин признал независимость ДНР и ЛНР

22/02/2022 - 00:18 (по МСК)

Признание независимости самопровозглашенных ДНР и ЛНР в понедельник прошло в режиме спецоперации. Сначала в Кремле провели экстренное заседание Совета безопасности, на котором президент Владимир Путин обсудил с членами совета возможность признания независимости республик Донбасса. А через несколько часов он выступил с почти часовой речью и сразу после нее подписал соответствующий указ, который фактически разрушает Минские соглашения. Дождь рассказывает, как прошло заседание Совбеза. 

Дипломаты и военные

Сергей Шойгу и Сергей Лавров. Фото: пресс-служба Кремля 

Заседание совета Путин начал с исторического экскурса в события 2014 года в Украине, которые президент назвал «антиконституционным и кровавым госпереворотом». Жители Донбаса, продолжил Путин, переворот не признали и провозгласили две республики – Донецкую народную республику и Луганскую народную республику, а с тех пор началось противостояние Киева с этими регионами. Россия, по утверждению Путина, «делала все для того, чтобы мирными средствами, мирным путем разрешить все возникшие противоречия». «Тем не менее киевские власти дважды провели военные карательные операции на этих территориях, и, судя по всему, мы являемся свидетелями обострения ситуации в третий раз», – сказал президент. Теперь же Совбез должен отреагировать на обращение руководства самопровозглашенных республик и депутатов Госдумы о признании независимости, поскольку Минские соглашения фактически не работают, продолжил Путин. 

Затем президент в очередной раз поднял вопрос гипотетического вступления Украины в НАТО. По мнению Путина, в случае вступления в альянс Украина попытается отвоевать Крым и втянет таким образом в войну все прочие страны НАТО. Никаких гарантий, что НАТО перестанет расширяться, нет, а давать их альянс не хочет, резюмировал президент, после чего передал слово членам Совбеза. Первым выступал министр иностранных дел Сергей Лавров. 

Он пожаловался, что США и НАТО проигнорировали предложение о нерасширении альянса на восток и возвращению его к конфигурации 1997 года. По некоторым вопросам однако есть «несущественные подвижки», сказал Лавров. «Последовательность и принципиальность, которые мы проявляем, продвигая наши инициативы от декабря прошлого года, конечно же, встряхнули Соединенные Штаты и их союзников», – отчитался министр. 

Следующим слово взял занимающийся переговорным процессом в рамках Минских соглашений Дмитрий Козак. «Ни Украине, ни ее западным союзникам Донбасс абсолютно не нужен на любых условиях», – начал он. Переговорный процесс находится «на нулевой отметке 2015 года», сказал Козак. Украина, по его словам, видит Донбасс «обычными муниципальными районами Украины с обычными правами и полномочиям без всякого особого статуса». Далее Козак последовательно соглашался со всеми наводящими вопросами Путина о будущем Минских соглашений и в конце речи заключил, что «при обычном развитии событий [выполнять соглашения] не будут никогда».

В конце выступления Козак отклонился от повестки и между ним с президентом состоялся такой разговор:

Козак: Владимир Владимирович, здесь или потом? Я хотел просто ответить на вопрос по поводу того, присоединять, не присоединять Донбасс, что делать с этим дальше, как использовать на переговорах с Западом, потому что это очень серьезная проблема. 

Путин: Давайте мы сейчас ограничимся пока Вашим выступлением…

Козак: Давайте. А потом, я думаю, отдельно поговорим.

После дипломатов Лаврова и Козака выступили силовики: директор ФСБ Александр Бортников и министр обороны Сергей Шойгу. Бортников рассказал, что на границе России и Украины ночью были уничтожены две диверсионные группы военных Украины, а один из военных был взят в плен. Шойгу рассказал, что со стороны Украины по территориям самопровозглашенных республик ведется «прицельный огонь», а численность украинских военных у границ Луганской и Донецкой областей составляет 59,3 тысячи военнослужащих. «Ситуация крайне напряженная. <...> Либо готовятся провокации, либо силовой вариант решения вопроса по Донбассу», – описал  Шойгу действия Украины. При этом министерство обороны Украины последовательно отвергало все обвинения со стороны России: как в обстреле Ростовской области, так и в пересечении военнослужащими границы страны.

Отдельно Шойгу остановился на заявлении президента Украины Владимира Зеленского, который допустил признание недействительным Будапештский меморандум. Этот документ предусматривал отказ Украины от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности. По словам Шойгу, у Украины действительно есть оборудование, технологии и специалисты для создания ядерного оружия.

После выступлений дипломатов и силовиков Путин обратился к остальным членам Совбеза с вопросом, должен ли он признать независимость ДНР и ЛНР? «Я специально ни с кем из вас заранее ничего не обсуждал. Ваше мнение не спрашивал... Это происходит с чистого листа. Я хотел узнать ваше мнение безо всякой предварительной подготовки», – сказал Путин. 

Мнение Совбеза 

Все члены Совбеза, чье выступление было показано в телетрансляции, выступили за признание независимости ДНР и ЛНР. Признание республик с трибуны под обмотанной черным полиэтиленом поддержали:

• Александр Бортников, глава ФСБ

• Сергей Шойгу, министр обороны

• Вячеслав Володин, председатель Госдумы

• Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации

• Владимир Колокольцев, глава МВД

• Игорь Щеголев, полпред президента в Центральном федеральном округе

• Виктор Золотов, глава Росгвардии

• Дмитрий Медведев, заместитель секретаря Совета безопасности

• Сергей Нарышкин, глава Службы внешней разведки

При этом секретарь Совета безопасности Николай Патрушев и премьер-министр Михаил Мишустин предложили провести переговоры с США и признать республики в случае неудачи. Патрушев прямо заявил, что не верит в успех таких переговоров. Мишустин же рассказал, что правительство уже много месяцев готовится к возможной реакции на признанию ЛНР и ДНР. «Я имею в виду в первую очередь импортозамещение и анализ всех рисков, с которыми мы можем столкнуться в случае принятия такого решения», – сказал премьер. 

Об экономических последствиях высказался и Дмитрий Медведев. «Мы понимаем, что давление будет запредельным, но мы понимаем, и каким образом этому давлению противостоять», – сказал он. «Будет трудно, но через некоторое время при умелом управлении ситуацией это напряжение, которое сейчас вибрирует вокруг нашей страны, оно будет спадать. Не быстро, но так устроена история человеческая, что от этой ситуации устанут и сами будут просить нас вернуться к дискуссиям и переговорам», – считает Медведев. 

Путин отдельно спросил, есть ли у кого-то из присутствующих в зале другая точка зрения, никто не ответил.

Самыми радикальными оказались выступления глав МВД Владимира Колокольцева и Росгвардии Виктора Золотова. Первый предложил признать ДНР и ЛНР в границах Донецкой и Луганской областей на 2014 год. Золотов сказал, что «нам нужно идти дальше для того, чтобы защищать свою страну». 

Фото: пресс-служба Кремля 

А глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин запутался, пытаясь выразить свою позицию.

Нарышкин: Согласился бы с предложением Николая Платоновича [Патрушева] о том, что нашим, так сказать, западным партнерам можно дать последний шанс с тем, чтобы предложить им в кратчайшие сроки заставить Киев пойти на мир и выполнить Минские соглашения. В противном случае мы должны принять то решение, о котором сегодня говорится.

Путин: Что значит «в противном случае»? Вы предлагаете начать переговорный процесс?

Нарышкин: Нет, я...

Путин: Или признавать суверенитет?

Нарышкин: Я поддержу..

Путин: Говорите прямо.

Нарышкин: Я поддержу предложение...

Путин: Поддержу или поддерживаю? Говорите прямо. Так и скажите: да или нет?

Нарышкин: Я поддерживаю предложение о вхождении Донецкой и Луганской народных республик в состав Российской Федерации.

Путин: Мы об этом не говорим, мы это не обсуждаем. Мы говорим о признании их независимости или нет.

Нарышкин: Да, я поддерживаю предложение о признании независимости.

Путин: Хорошо. Садитесь, спасибо. 

Монтаж в «прямом эфире»

Перед Нарышкиным мог выступать генпрокурор Игорь Краснов, однако из трансляции его выступление, вероятно, вырезали. Остался лишь кадр, на котором видно, как он идет от стойки с микрофонами.

Нарышкин идет выступать, Краснов наоборот идет от трибуны. Кадр из трансляции 

Это не единственный признак того, что заседание не шло в прямом эфире и было смонтировано. Так, наручные часы Шойгу показывали примерно 12.45, хотя заседание начали показывать около 17.00 по московскому времени.

Часы Шойгу, показывающие 12.45 Кадр из трансляции 

Кроме того, были заметны явные монтажные склейки, например во время выступления Золотова, который, судя по записи, вернулся на свое место менее чем за секунду: 

Виктор Золотов на трибуне а через секунду уже в кресле. Кадры заседания Совбеза 

«Уважаемые коллеги, я ваше мнение услышал. Решение будет принято сегодня», — сказал по итогам совещания Путин. Позднее вечером Путин выступил с часовым обращением, в котором в очередной раз обвинил НАТО в расширении на восток и нарушении своих обещаний, а Украину назвал «государством, созданным Лениным». После этой речи Путин в присутствие глав республик Донбасса подписал указ о признании независимости ЛНР и ЛНР.