Потасовка, 1,5 млн писем и заговор ВОЗ: как в Госдуме принимали законопроект о QR-кодах

16/12/2021 - 16:42 (по МСК)

В четверг, 16 декабря, Госдума в первом чтении приняла один из самых скандальных законопроектов последних лет – о введении в России QR-кодов для привитых и переболевших коронавирусом, без которых будет запрещено посещать большинство общественных мест. Во время заседания случилась потасовка между депутатами от КПРФ и «Единой России», сами депутаты по уровню резонанса сравнили законопроект с повышением пенсионного возраста и даже назвали «важнейшим в истории». Защитники закона указывали, что он не вводит ничего нового, противники же указывали, что в борьбе с пандемией он никак не поможет. Против инициативы выступили три фракции в Госдуме — КПРФ, «Справедливая Россия» и «Новые люди». Дождь рассказывает, как Госдума впервые обсуждала этот законопроект. 

В чем суть законопроекта 

Законопроект вносит поправки в федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В Госдуму его внесло правительство. Вице-премьер Татьяна Голикова объяснила, что это по сути законодательное закрепление статуса документов, дающих право посещать массовые мероприятия и общественные места (за исключением продуктовых магазинов и аптек, допуск куда останется свободным) – сертификата о вакцинации, перенесенном заболевании или медицинский отвод. До 1 февраля также будут принимать и отрицательные ПЦР-тесты. 

Судя по тексту законопроекта, решать, куда можно будет входить только по QR-коду, будут губернаторы. Фактически такое право у них есть и сейчас. В течение пандемии в десятке регионов вводились подобные ограничения. Глава профильного думского комитета по здоровью Дмитрий Хубезов также указывал, что эти ограничения уже фактически действуют: «Ограничения, связанные с сертификатами вакцинации либо перенесенной болезни, ПЦР-тестирования, которые дают право на посещение музеев, ресторанов, кафе и так далее, уже введены в подавляющем большинстве субъектов нашей страны».

Изначально в Госдуму вносилось два законопроекта, один из которых предполагал введение QR-кодов на транспорте, в том числе в поездах и самолетах. Однако ночью 13 декабря председатель Госдумы Вячеслав Володин написал в своем телеграм-канале, что Совет нижней палаты парламента снимет с повестки законопроект о QR-кодах на транспорте. Володин сослался на позицию президента Владимира Путина. 

Как пенсионная реформа 

Законопроект, который в повестке заседания стоял 41-м номером, с самого начала стал самым обсуждаемым. Активней всех против него выступала фракция КПРФ, члены который призывали вовсе не рассматривать проект и снять его с повестки. Первым сделать это предложил депутат от КПРФ Евгений Бессонов. Законопроект, по его словам, был навязан со стороны ВОЗ, а значит со стороны стран, вводящих против России санкции. Его коллега по фракции Ирина Филатова сказала, что партия получила множество негативных отзывов. Володин в итоге дважды согласился провести голосование, стоит ли снимать вопрос с повестки, но оба раза предложение было отклонено. «Нам самим надо взять и обсудить, самим понять, насколько это важно, какие темы у нас болезненные», – ответил Володин, сказав, что это поручение президента. Также Володин анонсировал, что после первого чтения законопроект будет направлен в регионы. 

Глава ЛДПР Владимир Жириновский в ответ усомнился, что КПРФ получили 1,5 миллиона писем, как сказали депутаты партии. «Это целый вагон, вся почта России <...> Почему другие партии не получали таких писем, может КПРФ это и организует?» — задал вопрос Жириновский. Позже депутат Александр Хинштейн сказал, что всего за ноябрь-декабрь в адрес Госдумы поступило чуть более 50 тысяч писем и телеграм. При этом об онлайн-письмах и обращениях ничего сказано не было, попытки КПРФ ответить Хинштейну Володин пресек. Позднее КПРФ объяснили, что под некоторыми обращениями стояли десятки и сотни подписей, а обращения они собирали по всей стране.

Депутат от КПРФ Алексей Куринный напомнил, что перед рассмотрение такого законопроекта не было проведено парламентских слушаний, как это делали перед другим резонансным законопроектом — о повышении пенсионного возраста. Куринный обратился к Голиковой с просьбой отозвать законопроект до конца года. 

Позднее депутаты фракции КПРФ Денис Парфенов, Сергей Обухов и Валерий Рашкин в знак протеста вывесили баннер «Против QR фашизма», из-за чего в Думе возникла потасовка между ними и депутатами от «Единой России».

«Не про QR-коды»

После 25-го вопроса Володин сразу перешел к законопроекту о кодах. Его представляла вице-премьер Татьяна Голикова. При этом трансляция заседания на сайте Госдумы практически полностью прервалась, а когда она возобновлялась, шла с техническими сбоями и зависала. Голикова начала доклад с перечисления статистических данных о заболеваемости коронавирусом, отдельно подчеркнув, что в мире распространяется новый штамм «омикрон», вытесняющий предыдущие варианты ковида, который уже зафиксирован в России.

Кадр: Дума-тв

«Проект не вводит новых ограничений, является рамочным и предлагает правила работы на территории всей станы, – подчеркнула Голикова. По ее словам, законопроект нужен, чтобы не останавливать экономическую жизнь в регионах, не содержит норм, ограничивающий права граждан, и, подчеркнула Голикова, не вводит никаких QR-кодов «и уж точно не про них». «Речь о едином документе, применяемом на всей территории страны, а QR-код – это штриховой код – в нем технологическое решение, позволяющее быстро подтвердить подлинность сертификата», – объяснила Голикова. Вице-премьер также заверила, что данные россиян будут защищены и не будут переданы третьим лицам, а сам законопроект временный и предполагает срок действия до 1 июня 2022 года. 

Вопросы и ответы Голиковой

После Голиковой выступил сопредседатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. По его словам, из региональных органов власти поступило более 160 отзывов и все они были в поддержку законопроекта. В числе доводов в пользу вакцинации Пискарев привел статистику практически 100% вакцинации в армии, где смертность о коронавируса оказалось в 45 раз меньше, чем в среднем по стране. Кампания против вакцинации, по словам Пискарева, спонсируется в том числе из-за рубежа. Затем он правда отметил, что вводимые в России меры за границей уже давно применяются. Далее начались вопросы Голиковой. 

Денис Парфенов от КПРФ, сказав, что Россия бьет все рекордны по смертности, спросил Голикову, известно ли, связана ли эта смертность с коронавирусом. «Ковидная смертность – это исключительно избыточная смертность от заболевания, которое раньше не фиксировалась. Чем выше эпидемиологические подъемы, тем выше через 2-3 недели растет волна смертности», — объяснила Голикова. Она также пообещала по итогам 2021 года предоставить полную информацию о вакцинации и эффекте этой кампании. 

Следующий вопрос от партии «Справедливая Россия» касался людей, которые сделали первый укол и теперь должны 21 день ждать следующего укола и получения сертификата и, получается, не смогут ходить это время в общественные места. «К сожалению, я не могу вам предложить сертификат после первого укола, поэтому до того момента пока вы не привились вторым компонентом, вы имеете возможность, если регионы ввели ограничения, воспользоваться ПЦР-тестом», – ответила Голикова. 

До 1 февраля посещать общественные места можно будет с ПЦР-тестом, однако, какие права будет давать тот тест после этого срока, пока неясно и этот вопрос будет прорабатываться, обещала Голикова в ответ на вопрос от «Новых людей». 

Депутат Оксана Дмитриева спросила, будут ли сертификаты выдаваться на основе наличия антител, будет ли тестирование на них бесплатным и сколько будут действовать такие сертификаты. Глобальное решение, по словам Голиковой, состоит в «легализации людей, которые не обращались в медорганизации». «Для тех, кто переболел до 1 января 2021 года, мы рекомендуем привиться. Что касается граждан, которые имели ПЦР-тест после 1 января 2021 года, эти данные хранятся у нас в базе, они могут пройти тест на антитела», – сказала Голикова, подчеркнув, что минимальный уровень антител установлен не будет, достаточно будет их наличия. Такой сертификат будут выдавать на год с момента сдачи теста. Те, кто переболел бессимптомно и не сдавал ПЦР-тест, также может сдать тест на антитела и получить сертификат на полгода. 

Следующие вопросы были о том, почему в Россию не пускают иностранные вакцины и в чем суть претензий ВОЗ к российской вакцине? Голикова ответила, что любой производитель иностранного продукта может обратиться в российский регулятор, пока таких обращений не поступало. Российские вакцины впервые проходят процедуру регистрации ВОЗ, объяснила Голикова. 

«Нет научных доказательств по поводу того, какой уровень антител должен быть у человека, чтобы он был прочно защищен. После первичной вакцинации и после перенесенной болезни длительность сертификата установлена год. Если наблюдения покажут, что этот срок нужно продлить, мы его продлим», – ответила Голикова на вопрос о ревакцинация для тех, кто уже был привит год назад. 

«Справедливая Россия» подчеркнула, что тест на ковид может стоить несколько тысяч рублей, а бесплатное тестирование доступно не всем. Голикова ответила, что бесплатно сделать тест могут контактные люди и пациенты с симптомами ОРВИ. На вопрос, как делать тесты в удаленных областях, где нет лабораторий, Голикова ответила, что в таких населенных пунктах можно будет обратиться в медучреждение и сделать экспресс-тест.

Конкретизация перечня показаний о медотводах появится в декабре, пообещала Голикова, но может задержаться из-за согласования в Минюсте. 

Выступления фракций

Алексей Куринный из КПРФ с трибуны заявил, что причина высокой смертности в деградации системы здравоохранения, а не в низком уровне вакцинации. «Почему не прививаются? Не доверяют государству и власти, потому что не опубликованы результаты оценки безопасности российских вакцин, отечественные вакцины не признаны ВОЗ, иностранные вакцины не допущены к нам, а производители лекарств от ковида аффилированы с чиновниками, борющимися с ковидом», – сказал Куринный. 

Повлиять на заболеваемость QR-коды не могут, поскольку привитые граждане могут быть переносчиками болезни, сказал депутат. «Однако обладателей кода законопроект объявляет безопасным, а здоровые граждане получать доступ к общественным местам не смогут», – продолжил он. Влияние кодов на смертность есть, признал Куринный, но отдаленное. В качестве других мер Куринный предложил укрепление первичного медицинского звена, массовое тестирование и вирусные расследования. «Мы за вакцинацию от ковида, но как и президент за добровольную, в этой связи предлагаемые коды расцениваются нами как способ незаконного, грубого ограничения прав без реального эффекта, с возможность последующего тотального контроля за гражданами», – сказал депутат. 

От ЛДПР выступал Владимир Жириновский. Свое выступление он начала с напоминания, что многие в зале сидят без масок: «Два года я слышу, что надо уговаривать, что толку уговаривать, если вы друг друга не можете уговорить — сидите тут все без масок, включая президиум».

По словам главы ЛДПР, правительство недостаточно активно использует возможности социальной рекламы. Сам закон Жириновский назвал стратегическим и принципиальным, который необходимо принимать, а большую часть речи посвятил критике КПРФ. 

Глава «Справедливой России» Сергей Миронов также выступил против законопроекта, поскольку он не решает задачи остановить пандемию. Как и представитель КПРФ Миронов сказал, что партия выступает за вакцинацию, но отослал к словам Путина о необходимости добровольной вакцинации. Вместе кодов Миронов предложил масштабировать программу экспресс-тестирования, чтобы отделять больных и здоровых людей. В качестве примера  он привел 100-процентное тестирование в Словакии, где, по его словам, за две недели число заболеваний снизилось в полтора раза. «QR-код это не про здоровье, а про разделение людей, поэтому наша фракция будет голосовать против», – закончил выступление Миронов.

От «Новых людей» выступала Сардана Авксентьевна. Партия также выступает против законопроекта, настаивая, что люди сами должны решать, как поступать с собственным здоровьем. «Это голосование может стать поворотным моментом в истории нашей страны», – закончила выступление она. 

Кадр: Дума-тв

От «Единой России» выступал Дмитрий Хубезовкоторый посетовал, что авторитета врачей и академиков не хватает, чтобы убедить людей сделать прививку. «Нужно введение сертификатов безопасности, хватит называть их QR-кодами», – сказал он. Законопроект он назвал законом о всеобщей мобилизации, сравнивая пандемию с военным временем. Выступавших до него депутатов он обвинил в отрицании эффективности вакцин. 

В итоге законопроект был принят в первом чтении: 329 голосов «за», 87 «против», один человек воздержался.

Кадр: Дума-ТВ

 

Другие выпуски