Юрты для Путина: где останавливается президент во время отдыха в тайге и как работает пиар-машина Шойгу

6 сентября, 14:23
11 463
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Издание «Агентство», запущенное бывшим главным редактором РБК, Дождя и «Проекта»* Романом Баданиным*, опубликовало расследование, посвященное министру обороны Сергею Шойгу. Шойгу, как утверждают авторы, много внимания уделяет собственному имиджу в СМИ: после его прихода в министерство обороны резко увеличился штаб пресс-службы ведомства, сотрудники которого получили задание избегать любого негатива в связи с армией и хвалебных публикаций про бывшего главу ведомства Анатолия Сердюкова. Журналисты также нашли места, куда Шойгу ездил в Путиным на отдых в тайгу. Дождь пересказывает расследование «Агентства». 

Отношения Шойгу с журналистами 

В 1999 году, перед выборами в Госдуму, на которых Шойгу возглавил список партии «Единство» — предшественницы «Единой России», тогдашний министр по чрезвычайным ситуациям поехал в освобожденные от боевиков села Дагестана. Автобус с сопровождавшими министра журналистами отстал и заблудился в горах, рассказал «Агентству» участвовавший в поездке сотрудник МЧС. «Кому я должен давать интервью, генералам?», — отреагировал на отсутствие журналистов Шойгу, вспоминает собеседник «Агентства». Потерявшие министра журналисты в итоге вернулись в аэропорт. «Журналисты уже были в салоне самолета, когда открылась дверь и перед ними появился Шойгу с бутылкой водки. „Он символически приопустился на колени, сказал „Простите, мужики“ и предложил выпить», — вспоминает собеседник «Агентства». По его словам, с тех пор кортеж министра в поездках не трогался с места, пока не убеждался, что журналисты рядом.

Этот подход сохранился и в Минобороны, которое Шойгу возглавил в 2012 году. «После назначения Шойгу министром у нас говорили, что нельзя допустить „реваншизма“ — то есть хвалебных публикаций про бывшего главу Минобороны Сердюкова», — рассказал «Агентству» экс-сотрудник пресс-службы Минобороны.

В ведомстве был создан департамент информации и массовых коммуникаций (ДИМК), работавший круглосуточно с штабом порядка ста человек, сообщили  «Агентству» два бывших сотрудника этой структуры. «При Сердюкове на первой полосе любого СМИ мог выйти критический материал, и министр никак не реагировал, а вот теперь „Коммерсант“ на последней полосе писал что-то про армию, и генералы получали задание звонить Усманову с требованием опровергнуть материал», — рассказал «Агентству» офицер ДИМК.

Главной задачей была борьба с негативом, описывает перемены офицер ДИМК. Сотрудники отслеживали все материалы СМИ, а, по словам двоих собеседников «Агентства», была поставлена задача скрывать плохие новости из армии. Так, во время учений 2016 года в Южном военном округе БМП случайно выстрелил в бензовоз, из-за чего сгорело несколько десятков единиц техники, но рассказывать об этому журналистам запретили, рассказал «Агентству» бывший сотрудник Минобороны. 

Минобороны стало ограничивать число журналистов, которых приглашали на крупные мероприятия, а от сотрудников информагентств требовали присылать новости на согласование, рассказали двое журналистов. Если же негативные новости все же попадали в СМИ, то сотрудники пресс-службы обзванивали издания с требованием не писать об этом. Как утверждают несколько сотрудников пресс-службы, переговоры велись даже с «Яндексом» — о том, чтобы убрать из агрегатора новостей ошибку Шойгу, сказавшего, что российская армия освободила в Сирии «503 тысячи 223 квадратных километра» — почти в три раза больше, чем вся площадь Сирии. 

На учениях «Запад-2017» в Ленинградской области вертолет Ка-52 дважды непроизвольно выстрелил по земле и складу с оружием. Журналистов РБК, рассказавших о втором залпе, перестали приглашать на мероприятия Минобороны, пишет «Агентство». 

«Агентство» под видом заказчика также написало администраторам 29 крупных политических каналов с предложением опубликовать негативную информацию о министре и в 18 из них получило отказ. Это, по данным издания, может объясняться проплаченными «блоками» на негатив про Шойгу.  

Культ личности в Туве 

Собеседник «Агентства», близкий к республиканским властям, называет «культ личности» Шойгу в Туве «основой республиканской власти». Портреты Шойгу висят в кабинетах чиновников и бюджетных организаций, а любое массовое мероприятие начинается с упоминания «нашего героя». Одним из главных идеологов «культа» «Агентство» называет директора Национального музея Кадыр-оол Бичелдея. Он написал 700-страничный трактат о монгольском полководце Субедее, который переродился в Шойгу. Книга была издана «при финансовой поддержке» Русского географического общества, возглавляемого самим Шойгу. В иллюстрациях к книге в образе Субэдэй изображен Шойгу.

Разворот цитатника полководца Субедея, изданного при поддержке  Русского географического общества. Фото: «Агентство»

 Отдых с Путиным 

«Агентство» обнаружило вероятное место отдыха Шойгу с Путиным, куда они отправились весной 2021 года. Та поездка активно освещалась в СМИ. 

Фото: kremlin.ru

Министр с президентом, скорее всего, отдыхали на базе «Караташ» в ликвидированном Караташско-Инейском заказнике Хакасии, пишет «Агентство». Места в разговоре с журналистами опознал житель ближайшего к базе поселка Усть-Бюр. Эта земля записана на владельца охотничьего промысла Сергея Закурдаева, его партнер по бизнесу — Татьяна Зимина, дочь экс-губернатора Хакасии Виктора Зимина, утверждает «Агентство». После того, как в 2018 году Зимин проиграл губернаторские выборы Валентину Коновалову из КПРФ, Кремль перестал на своем сайте маркировать поездки в Хакасию, утверждают журналисты издания. 

В родной для Шойгу Туве журналисты нашли три места отдыха высокопоставленных гостей: специально построенная в 2010 году юрта – комплекс зданий «Тыва» в природном заповеднике и участок на озере Ак-Аттыг-Холь, где Путин и Шойгу рыбачили в 2013 году. 

Фото: «Агентство»

«Агентство» также обнаружило нестыковку с таежной мастерской Шойгу, которую он показывал Путину. В декларации министра есть мастерская площадью 153,4 кв. метров, но таким зданием он владеет в своей резиденции на Рублевке. «Получается, что либо у Шойгу есть еще одна, но незадекларированная мастерская, либо Кремль, как это случается, выдает одно место за другое, в данном случае Подмосковье — за Сибирь», — заключают авторы расследования. 

Роман Баданин* — бывший главный редактор издания «Проект»*. 15 июля Генпрокуратура России признала «нежелательной» организацию Project Media, Inc., которую СМИ связывали с «Проектом». После этого Баданин объявил о планах запустить новое медиа.  

*По решению Минюста России Роман Баданин внесен в реестр СМИ, выполняющих функции «иностранного агента»

*«Проект» признан Генпрокуратурой России «нежелательной организацией»

Купите подписку

Вы уже подписчик? Войти


Подвешенная подписка

Выберите человека, который хочет смотреть , но не может себе этого позволить, и помогите ему.

  • Андрей, 30 лет

    07.09.2021

    Так люблю Дождь, но , к сожалению, сейчас не могу позволить себе подписку, а так хочется снова смотреть эти чудесные светлые передачи ..

    Помочь
  • Виктор

    04.12.2020

    Очень бы хотелось иметь возможность читать актуальные и честные новости.

    Помочь
Популярное у подписчиков Дождя за неделю
Лучшее на Дожде