«Я считаю унизительным и бесполезным бояться этого всего»: как прошел выездной суд Навального

15/02/2022 - 20:20 (по МСК)

В колонии, где отбывает срок Алексей Навальный, прошло первое выездное заседание Лефортовского суда по новому уголовному делу против политика. В нем объединены несколько эпизодов дела о мошенничестве и дело о неуважении к суду. Накануне заседания жена политика Юлия Навальная потребовала допустить ее на суд. В итоге ее и адвокатов Навального пустили на заседание, но без телефонов и техники, а для журналистов в соседнем зале организовали трансляцию с очень плохим звуком. В течение дня суд трижды объявлял перерыв. Заседание закончилось только в восемь вечера. Дождь рассказывает, как прошел выездной суд.
 

Выездной суд

«Разгадка проста — слово правды. Банда воров и лжецов во главе с Путиным боится его, как вампиры – солнечного света. Они знают, что у меня сейчас нет ничего, кроме слова правды, зато уж его-то я использовать не побоюсь, пусть хоть десять сроков на меня повесят. Поэтому судить меня хотят там, где надо дважды догола раздеться, чтобы просто с адвокатами через стекло поговорить. То есть прямо в зоне. Типа говори, что хочешь, тебя, кроме служебной собаки, никто не услышит», — прокомментировал Навальный в инстаграме, узнав о своем выездном суде.

Как выяснило издание «Холод», выездные суды в России – это крайне редкий случай. По данным ФСИН, полученным «Холодом», за последние три года только 63 человека участвовали в заседаниях по месту заключения. Ни одного примера, когда московский суд проводил бы заседание в колонии в другом регионе, как пишет «Холод», ФСИН не привел.

Накануне заседания Юлия Навальная также написала пост в инстаграме, в котором потребовала допустить ее на суд к мужу. Она рассказала, что 16 февраля должна была получить долгосрочное свидание с мужем и предположила, что суд специально назначили на эти даты. «Хотел на свидание с родственниками? Постой вместо этого на карикатурном суде прямо в тюрьме. <...> Я продолжаю требовать свободы для своего мужа. Но пока ее нет, я требую своего права хотя бы увидеть его на суде!», — написала она.

В итоге и Юлию Навальную, и прессу пустили на суд. Колония выделила под него два зала: в одном, где проходило заседание, был Навальный (туда пускали желающих, но без телефонов и техники), в другом организовали трансляцию для прессы. Практически все журналисты остались в зале с трансляцией. К Навальному зашли адвокаты Вадим Кобзев и Ольга Михайлова и жена Юлия. 

Навальный перед началом заседания. Фото: Денис Каминев / Дождь

Мошенничество и неуважение

В деле, которое рассматривает выездной суд, объединены две статьи — мошенничество (ст. 159 УК РФ) и неуважение к суду (ст. 297 УК РФ). Адвокат Навального Ольга Михайлова объясняла, что уголовно-процессуальный кодекс позволяет так делать, если это необходимо, но «чисто логически это, конечно, странно».

Дело о мошенничестве было возбуждено 29 декабря 2020 года. Навального обвиняют в том, что он с соратниками «ввел граждан в заблуждение» и похитил 356 миллионов рублей из пожертвований, которые они потратили на «приобретение в личных целях товаров, услуг, работ и имущества». Из этого дела для рассмотрения выделили четыре эпизода на общую сумму чуть более 2,6 миллиона рублей.

В материалах дела есть четверо потерпевших. Следствие утверждает, что они жертвовали деньги в фонд, созданный Навальным, и были обмануты. Двое из них вносили единоразовые платежи. При этом они использовали номер счета ФБК*, хотя он не был указан на странице донатов. Один жертвователь внес 1 020 000 рублей. Этой суммы оказалось достаточно, чтобы квалифицировать растрату как особо крупную. Граница проходит по миллиону рублей, и если сумма больше, то наказание вырастает с шести до десяти лет лишения свободы.

Второй жертвователь, написавший заявление на соратника Навального Леонида Волкова, внес 50 100 рублей. Это, в свою очередь, немного превышает сумму, необходимую для того, чтобы дело рассматривалось в районном суде, а не в мировом (до 50 000 рублей). Еще двое пострадавших, которые были регулярными жертвователями, оказались, как выяснила команда Навального, фигурантами уголовных дел.

Обвинение в неуважении к суду появилось после дела о клевете на ветерана, по которому в феврале 2021 года Навального приговорили к штрафу в размере 850 тысяч рублей. По версии следствия, в ходе заседаний Навальный несколько раз оскорбил судью Веру Акимову. В материалах дела приводится более 100 фраз, которые следствие сочло «оскорбительными». Среди них есть, например, фразы «ваша честь, вы нарушаете закон, вы не очень знакомы с уголовным процессом», «зачем вы издеваетесь над дедом» и слово «блин».

Юлия Навальная с мужем во время перерыва в суде. Фото: Денис Каминев / Дождь

Ходатайства и отказы

Суд, назначенный на 10 утра, начался с опозданием на 40 минут и уже через пять минут ушел на технический перерыв из-за очень плохого звука в трансляции. Во время перерыва, продлившегося также около 40 минут, Юлия Навальная смогла подойти к мужу и пообщаться с ним. 

Вскоре трансляция возобновилась, но звук лучше не стал.

Адвокаты Навального попросили суд дать им возможность пользоваться техникой и мобильными телефонами. «Материалы дела содержат более 30 томов. Они у нас в электронном виде. Мы хотели прийти сюда с ноутбуками, как приходим на любой судебный процесс, но мы почему-то лишены этой возможности. Мы не можем из-за отсутствия материалов дела под рукой заявлять ходатайства, допрашивать свидетелей», — сказала Ольга Михайлова. Также она обратила внимание, что нарушено право ее подзащитного на равенство всех перед судом. По словам Михайловой, Навальный, который был на заседании в тюремной робе, имеет право на гражданскую одежду на время процесса.

«Почему я единственный человек в России, которого судят в робе? Она, честно говоря, мне так сильно надоела, что я бы ее сжег из огнемета. Но дело даже не в том, что она мне надоела. А в том, что пока человек в процессе не осужден, он присутствует в нем в гражданской одежде. Люди в СИЗО в гражданской одежде. А меня просто надо снять для федеральных каналов в робе, чтобы потом показать: вот, он уголовник, и мы его сейчас еще раз осудим», — сказал сам Навальный. 

Навальный в зале судебного заседания. Фото: Денис Каминев / Дождь

Кроме того, адвокаты просили перенести рассмотрение дела в Лефортовский суд. Навальный заметил, что процесс проходит в колонии из-за явной сфабрикованности дела и потребовал судить его «как обычного зека». 

«Удивительная вещь: как только я приземлился в Шереметьево, суды все время выезжают куда-то. То в Химки, то сюда. Почему? Почему это все происходит со мной?», — спросил Навальный. По его словам, это беззаконие пришло в Россию из Беларуси. «Все говорят, что Путин — духовный отец Лукашенко. Но нет, все наоборот. Лукашенко — духовный отец Путина. И Путин перенимает у него все зверские практики», — говорит Навальный.

Суд отказал адвокатам в обоих ходатайствах — и в допуске техники, и в переносе рассмотрения дела.

После этого Вадим Кобзев попросил вернуть дело в прокуратуру из-за противоречий в обвинении. По словам Кобзева, Навальный не мог одновременно совершить мошенничество двумя путями — и путем обмана, и путем злоупотребления доверием. Суд ушел на решение по этому ходатайству и спустя час вышел с вердиктом: в ходатайстве отказать. Сразу после этого судья предложила сделать перерыв на обед.

«Я считаю унизительным и бесполезным бояться»

После обеденного перерыва заседание возобновилось и в суде выступила представительница обвинения. Зачитав фабулу дела о мошенничестве с перечислением деталей платежей и фондов, прокурор перешла к обвинению в неуважении к суду и процитировала все 104 фразы, которые следствие сочло «оскорбительными».

Когда прокурор закончила читать обвинительное заключение, слово предоставили Навальному. Он рассказал, что его фонд собирал деньги с 2011 года и назвал сбор пожертвований «единственным и самым честным» способом вести политическую деятельность. По его словам, с того момента, как 300 тысяч людей начали жертвовать деньги, кто-то неизбежно мог разочароваться в его деятельности. У Следственного комитета, заметил Навальный, были все списки, потому что пожертвования собирались безналичным способом, но обвинение принесло в суд «в буквальном смысле материалы о том, что есть четыре человека на 300 тысяч жертвователей — четыре человека, которые написали заявления на два миллиона рублей». 

Навальный заявил, что будет продолжать бороться и собирать деньги, потому что «не существует другого способа нормальной политической деятельности». Приведя в пример Покров, который расположен в 100 километрах от Москвы, Навальный обратился к суду: «Ну вы же видите, что это просто бомжатник какой-то? Почему это происходит? Потому что у нас такая власть. Я буду продолжать с ней бороться. И я не боюсь ни этого суда, ни колонии, ни ФСБ, ни химического оружия, Путина и всех остальных. Я считаю унизительным и бесполезным бояться этого всего», — сказал Навальный.

Комментируя обвинение в оскорблении судьи, Навальный назвал это уголовное дело попыткой запугать его. «Если ты будешь что-то говорить, если ты не будешь просто молчать, не будешь покорно кивать, не будешь бояться нас — судей, прокуроров с двумя, тремя, десятью звездами — то мы будем клепать уголовное дело за уголовным делом. Да и клепайте. Боже мой, клепайте. Я же все равно не замолчу, понимаете», — сказал Навальный. 

В конце своего выступления он еще раз призвал всех не бояться. «Потому что бояться здесь нечего. Бояться нужно того, что мы всю жизнь проведем в нищете, в деградации, отсутствии перспектив и своим детям оставим в наследство вот это вот все: вот это холуйство, раболепство и то же самое тоскливое просто ожидание лучшей доли, которая не наступит никогда, пока у власти находится банда воров».

После речи Навального прокурор предложила начать исследование доказательств. Адвокаты Навального попросили перенести исследование доказательств на следующие заседания. «Мы не располагаем сейчас материалами дела, у нас забрали ноутбуки. Мы не можем сейчас приступить к этому», — объяснила Ольга Михайлова. Суд снова объявил перерыв, чтобы защита смогла ознакомиться с материалами.

Через час суд вернулся. Представительница обвинения начала исследование доказательств и около полутора часов перечисляла расходы Навального и суммы, которые он тратил в кафе, аптеках, гостиницах, такси и других местах. Когда она закончила выступление, суд объявил об окончании заседания.

Следующее заседание судья назначила на 10 утра 21 февраля.

Навальный с женой и адвокатами на процессе. Фото: Денис Каминев / Дождь

*Деятельность ФБК признана экстремистской и запрещена в России

Фото на превью: Михаил Шевелев / Дождь

Также по теме