Гроза, неудачная посадка, пожар в двигателе. Что мы знаем о последних минутах Sukhoi Superjet-100

06/05/2019 - 16:03 (по МСК) Виктория Сальникова

В результате аварийной посадки Superjet в Шереметьево 5 мая погиб 41 человек. Причина аварии доподлинно неизвестна. Экипаж видел, как в лайнер попала молния, уже на взлетно-посадочной полосе полностью выгорел хвост, а затем и весь фюзеляж. Пассажиров эвакуировали вдвое быстрее, чем допускает инструкция, при этом панические действия некоторых из них, по утверждению СМИ, затрудняли спасение людей. Среди официальных версий — человеческий фактор, погода и неисправность самолета, который до этого уже попадал в авиапроисшествия. Дождь рассказывает главное из того, что известно об обстоятельствах катастрофы (к 16:00 6 мая по Москве).

Самолет «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100 вылетел из Шереметьево в Мурманск в 18:03, вскоре после взлета он подал сигнал бедствия и доложил о неисправности. Связь с ним после этого прервалась. К тому моменту, по данным «Коммерсанта», скорость составляла почти 650 км/ч.

Траектория полета Sukhoi Superjet 100. Изображение: Flightradar24

Когда точно загорелся лайнер, неизвестно. Как рассказали ТАСС в экстренных службах, после вылета один из пассажиров заметил огонь со стороны крыла и сообщил об этом экипажу. По данным СМИ, самолет не смог сесть с первого раза, пошел на второй круг и совершил жесткую посадку на середину полосы примерно в 18:30. При первой попытке у самолета была слишком высокая скорость, а при повторной отказали все системы автоматической посадки, говорил источник «Интерфакса».

По сведениям Baza, самолет приземлился на скорости 155 узлов (287 километров в час). Его посадочная масса превышала максимально допустимую — 42 тонны вместо 41-й. Лайнер, как пишет «Интерфакс», трижды ударился о полосу и сломал заднюю стойку шасси. Обломки попали в двигатель, он загорелся, пламя охватило всю заднюю часть фюзеляжа. По еще одной версии, пожар произошел из-за разрушения левого бака после попадания в него частей шасси.  

Кадр видео: ILYA D / YouTube

По взлетно-посадочной полосе Superjet ехал, охваченный огнем. В «Аэрофлоте» подтвердили информацию о возгорании двигателей после посадки, назвав причиной «техническую неисправность». В Шереметьево сообщили об «авиационном происшествии» в 18:32. Самолет, по данным аэропорта, загорелся именно после жесткой посадки, в результате была полностью уничтожена его хвостовая часть. Компания «Гражданские самолеты Сухого» опубликовала пресс-релиз о том, что «самолет выгорел полностью» (сейчас сообщение недоступно, на сайте есть только соболезнования близким погибших). «Черные ящики» уже найдены, их расшифровка может занять месяц.

Следственный комитет рассматривает несколько версий катастрофы: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и специалистов, проводивших технический осмотр борта; неисправность самолета; неблагоприятные метеоусловия. 

Экипаж и пассажиры видели молнию. Как сообщает «Интерфакс», во время трагедии над аэропортом Шереметьево могла быть гроза, об этом же писала «Фонтанка» со ссылкой на специализированный сервис. Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в воскресенье передало штормовое предупреждение: с 15:00 до конца дня через столицу проходил грозовой фронт. По словам одного из пассажиров, он видел «вспышку белого цвета». «Было два очень громких удара и две вспышки, но двигатель не загорелся. Не знаю, работал он дальше или не работал, но он не горел», — рассказал другой пассажир, мэр Североморска Владимир Евменьков.

По данным «Интерфакса», после удара молнии была утрачена связь с диспетчером. По этой причине лайнер был вынужден приземлиться, не сбросив топливо, — летать над Москвой без связи с землей было бы небезопасно. После удара о полосу топливо разлилось из баков и вспыхнуло. 

Пилот Денис Евдокимов, который посадил самолет, подтвердил изданию Baza, что в Superjet попала молния, после чего выключилась радиосвязь. Он рассказал, что скорость при посадке была обычная, лайнер подходил к земле плавно. «Не могу сказать точно, почему произошел удар об землю», — говорит пилот. 

Фото: Сергей Федичев / ТАСС

По версии источника РИА Новости, причиной пожара могла стать неисправность в электрооборудовании — при взлете загорелась электропроводка. Baza писала, что пожар мог начаться из-за сбоя в одном из двигателей. 

Эвакуация велась через переднюю дверь по аварийному трапу. Как сообщили в «Аэрофлоте», она заняла 55 секунд при нормативе в 90 секунд. Как утверждают источники «Интерфакса» и «Коммерсант FM», некоторые пассажиры якобы тормозили эвакуацию: они стали в панике доставать свои вещи с багажных полок. Собеседник агентства при этом подчеркнул, что в такой ситуации человек может не отдавать себе отчет в своих действиях. Капитан мурманской команды по «Что? Где? Когда?» Михаил Савченко, находившийся в самолете, видел выбегающих с сумками людей, но призвал «не травить их»: «Я не думаю, что хоть один человек в этом горящем аду хладнокровно и обдуманно тащил чемоданы. Не знаю, как работает психика в таких ситуациях». Он поблагодарил экипаж лайнера, спасателей и врачей. 

Другой пассажир сообщил Дождю, что эвакуация началась сразу после остановки самолета и «не останавливалась ни на секунду»: «Нам не хватило времени из-за возгорания. Часть людей выскочили даже без обуви. Возможно, кто-то успел прихватить какую-то мелочь, но я не видел этого». По его словам, бортпроводники «превосходно справились со своей работой в условиях задымления салона».

В Следственном комитете считают, что службы Шереметьево сработали оперативно, к медицинскому персоналу также нет претензий. По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, машины скорой помощи приехали быстро, на месте происшествия их было 24. Кроме того, в аэропорт прилетели два вертолета.

Среди погибших — один член экипажа, бортпроводник Максим Моисеев. Как сообщает ТАСС, он до последнего не покидал самолет, помогая пассажирам.

В распоряжении «Комсомольской правды» оказалась схема рассадки (ее подлинность не подтверждена), из которой следует, что сильнее всего пострадали люди, которые сидели с 11-го по 20-й ряд. Пятеро из них ранены, 40 — погибли. 

К ночи 6 мая, по официальным данным, были госпитализированы шесть человек, у двух состояние оценивалось как тяжелое, у одного — средней степени тяжести. Утром стало известно о госпитализации еще троих пассажиров. 

У некоторых пострадавших диагностированы ожоги первой и второй степени, обожжено до 15% тела. Как сообщили ТАСС в правоохранительных органах, большинство погибших отравились продуктами горения.  

Тела всех жертв извлечены из самолета и доставлены в морг для опознания и проведения экспертизы.

Фото: пресс-служба СК

Sukhoi Superjet 100 — ближнемагистральный пассажирский узкофюзеляжный самолет, разработанный в середине 2000-х. АО «Гражданские самолеты Сухого» сообщало, что сгоревший SSJ 100-95 с бортовым номером RA-89098 впервые поднялся в воздух в июне 2017 года, с сентября того же года его эксплуатировал «Аэрофлот», последнее техобслуживание он проходил в апреле этого года. Как сообщает «Коммерсант», в январе 2018 года у этого самолета случился серьезный сбой: при снижении не выпустились закрылки. 

От самолетов Sukhoi Superjet 100 ранее отказались несколько авиакомпаний. В 2016-м компания Red Wings вернула лайнеры производителю, так как их эксплуатация оказалась убыточной. В августе прошлого года «Якутия» заявила о дефектах двух из пяти самолетов, имеющихся в ее парке. В этом году от лайнеров отказался единственный европейский перевозчик — ирландский CityJet.

С самолетами Superjet авиакомпании «Аэрофлот» в этом году произошло уже два инцидента. 9 февраля лайнер, летевший из Москвы в Прагу, приземлился в Шереметьево с неисправной гидравликой. 13 марта самолет, совершавший полет в Грецию, вернулся в Шереметьево из-за растрескивания верхнего слоя лобового стекла. 

Авиационный обозреватель Анастасия Дагаева в беседе с Дождем в феврале отмечала, что у Sukhoi Superjet возникают проблемы и с двигателями: «Об этом говорит и авиакомпания „Якутия“, и в свое время говорил „Аэрофлот“. И, к сожалению, этому самолету приходится очень долго стоять на земле, пока придет та или иная запчасть к нему, а когда самолет стоит на земле, он не зарабатывает деньги, а тратит». 

По словам авиаэксперта Вадима Лукашевича, попадание молнии в самолет — частое явление и у Superjet должна была сработать защита. «Здесь совершенно понятно, что это не ошибка экипажа, то есть не человеческий фактор, во-первых. Во-вторых, это полномасштабная катастрофа с гибелью людей, полной потерей воздушного судна. До точного выяснения причин, а при необходимости до проведения необходимых доработок электросистемы самолета, летать на них нельзя». 

«Коммерсант» сообщал, что Росавиация может приостановить полеты «Суперджетов» уже 6 мая при «наличии соответствующих оснований». Однако министр транспорта РФ Евгений Дитрих заявил, что его ведомство пока оснований для этого не видит. 

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.