«Черный ящик»: КПРФ в исках перечислила все претензии к электронному голосованию в Москве

29/09/2021 - 14:42 (по МСК)

КПРФ подала 31 иск по итогам выборов в Госдуму, в которых оспаривает результаты интернет-голосования в Москве и требует отменить его результаты. Иски подали кандидаты от партии, выдвигавшиеся по одномандатным округам. Накануне подачи заявлений, кандидаты от партии оказались заблокированы полицией в приемной первого заместителя председателя ЦК КПРФ Ивана Мельникова. Утром 29 сентября блокаду сняли, коммунисты «разделились и по одному, в целях конспирации, вышли из здания» и отправились в суды, рассказали в партии. Дождь ознакомился с текстом одного из этих исковых заявлений (кандидата от КПРФ Валерия Рашкина) и пересказывает, какие именно претензии возникли у кандидатов к электронному голосованию в Москве и к проведению выборов в целом. 

«Единая Россия» — иноагент и «подкуп избирателей» Путиным

Иск состоит из 28 страниц, на них перечислены десятки возможных нарушений на выборах в Госдуму. В числе первых претензий названы действия «Единой России», связанные с выдвижением своего списка кандидатов, а также с агитацией, которую вела партия. Как утверждает КПРФ, «Единая Россия» провела свой съезд, на котором выдвинула кандидатов на день раньше, чем это разрешено законом. КПРФ указывает, что съезд можно было проводить лишь после публикации указа президента о назначении выборов. 

Кроме того, по утверждению КПРФ, из финансового отчета «Единой России» на сайте ЦИК следует, что партия получала деньги от организаций с иностранным финансовым участием, а значит «имеет признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента».

Кандидаты от КПРФ также жалуются на то, что им регулярно отказывали в размещении агитационных материалов под предлогом указаний от местных властей. У кандидатов от партии воровали листовки, им портили или заклеивали агитационные плакаты, задерживали агитаторов и срывали работу агитпунктов, продолжает КПРФ. В это же время агитация за «Единую Россию» велась с использования админресурса, утверждают авторы иска. До начала выборов и уже во время трехдневного голосования появлялось множество сообщений о принуждении бюджетников голосовать, которые никем не были опровергнуты, отмечается в документе. 

КПРФ утверждает, что в Москве фактически случился подкуп избирателей, поскольку зарегистрировавшиеся в электронном голосовании автоматически становились участниками конкурса «Миллион призов». КПРФ также называет «незаконной предвыборной поддержкой» предложение Путина на съезде «Единой России» выплатить по 10 и 15 тысяч рублей пенсионерам и военнослужащим. 

На этих выборах видеонаблюдение было фактически доступно лишь на 12-13% избирательных участках, а самой партии предоставили лишь пять аккаунтов для работы в системе, пишет КПРФ. Каждый аккаунт позволял охватить лишь четыре участка, и по итогу КПРФ могло следить лишь за 2,5% УИКов. 

Все претензии к электронному голосованию

Большая часть иска посвящена проблемам при проведении электронного голосования в Москве, которое в иске называется «недоработанным». Установить итоги такого голосования невозможно из-за непрозрачности процесса и массового принуждения избирателей. «По информации, постоянно поступавшей в городской штаб КПРФ и кандидата Рашкина В.Ф. с участков, подобные случаи имели место практически на всех избирательных участках округа», — говорится в иске. 

Авторы иска также перечисляют факты, указывающие, по их утверждению, на техническое несовершенство системы. Среди них: отказы в выдаче бюллетеня на участках под предлогом того, что человек уже есть в системе дистанционного электронного голосования (ДЭГ), что произошло без ведома избирателя, неисключение избирателей, зарегистрированных в ДЭГ, из списка избирателей, голосующих на участках, сообщения о требованиях работодателей отчитаться о голосовании и т.д. 

Кроме того, процедура ДЭГ «не гарантирует соблюдения тайны голосования, делает невозможной организацию защиты от принуждения к голосованию», пишет КПРФ. «Дистанционное электронное голосование в принципе не способно обеспечить одновременное соблюдение установленных законодательством о выборах принципов тайности голосования и достоверное определение итогов голосования... избирателей. Это невозможно для любой электронной системы — одно условие не допускает другого», — говорится в иске. 

По закону, голосовать можно лишь в помещении, которое позволяет всем членам комиссии контролировать процесс от выдачи бюллетеня до его попадания в урну. В случае с ДЭГ невозможно знать, где был избиратель в момент голосования, был ли он один, он ли сам заполнил бюллетень, сделал ли он это добровольно, или это сделали за него, перечисляется в иске. 

Также, пишет КПРФ, в ходе госзакупки системы ДЭГ у «Лаборатории Касперского» не были опубликованы никакие промежуточные документы о выполнении контракта, а это значит, что «система использовалась без подтверждения своей безопасности». Кроме того, КПРФ указывает, что ДЭГ формировал протоколы не по утвержденному законом образцу, что автоматически должно означать признание их недействительными. «Наличие такого рода формальных ошибок не может не вызывать сомнений относительно качества системы ДЭГ на всех этапах ее функционирования», — пишет КПРФ.

Саму систему в иске называют «черным ящиком». Из-за постоянного шифрования и дешифрования данных их анализ невозможен людьми, не обладающими специальными техническими знаниями. Но и у этих специалистов такой возможности фактически нет. Чтобы исследовать систему, нужно видеть исходный программный код, которого просто нет в открытом доступе, говорится в иске. На непрозрачность указывает и тот факт, что в 20.00 сразу после завершения голосования был прекращен доступ наблюдателей к отдельному узлу (ноде) распределенной базы данных ДЭГ, напоминает КПРФ. 

«К моменту начала онлайн-голосования 8:00 17 сентября в Москве уже было принято 103 339 бюллетеней (подробнее об этом писали здесь). Что это, если не вброс? И это при том, что выдано избирателям было лишь 22 219. Это данные официального сервиса наблюдения за ДЭГ», — подчеркивает КПРФ. 

Все эти доводы должны стать основанием для для отмены и признания итогов электронного голосования в Москве, заключает КПРФ. 

Юриста московского городского комитета КПРФ Мухамеда Биджева, который готовил иски об отмене результатов электронного голосования на выборах, арестовали на 10 суток.