13 лет несбывшихся надежд: как Медведев с 2008 года ждет подходящее руководство в Киеве

11/10/2021 - 18:31 (по МСК)

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев опубликовал статью об отношениях России с Украиной. В ней он утверждает, что эти отношения невозможно вести с нынешним руководством страны, а значит надо дождаться его смены. Бывший президент упоминает вероятность полномасштабной войны и называет президента Украины Владимира Зеленского «вывернутым наизнанку человеком». Это далеко не первое развернутое выступление Медведева на тему Украины. Дождь собрал самые яркие цитаты Медведева из его прошлых интервью, писем и статьей, в которых хорошо видно, как менялась риторика президента, затем премьера, а теперь зампреда Совбеза. 

Интервью 2008 года

«Что же касается отношений в целом, то, еще раз подчеркиваю, к сожалению, на мой взгляд, на более низкой стадии эти отношения за последние годы не были ни разу. И это очень печально», — говорил Медведев в первый год своего президентства. Виноват в этом, как считал президент, был украинские власти: «Проблема заключается в том, что на Украине отсутствует эффективная власть. К сожалению, украинский политический истеблишмент находится в бесконечном противостоянии друг с другом. Страдают обычные украинские граждане. Страдают российско-украинские отношения». 

Письмо Ющенко в 2009 году

В августе 2009 года президент Медведев написал открытое письмо тогдашнему президент Украины Виктору Ющенко. То обращение эксперты назвали не только «резким», но и расценили как вмешательство во внутренние дела Украины. «...то, что мы наблюдаем в годы Вашего президентства, нельзя воспринимать иначе, как отход украинской стороны от принципов дружбы и партнерства с Россией», — писал Медведев. Президент обвинял Украину в поставках оружия в Грузию и в «упрямом„ курсе на вступление в НАТО. «Причем в качестве „аргумента“ используются намеки на „российскую угрозу“ безопасности Украины, которой, как Вы прекрасно знаете, нет и быть не может», — утверждал Медведев. 

Уже тогда российский президент обвинял Украину в «пересмотре истории» и «героизации нацистских пособников» и «вытеснении русского языка» из общественной жизни страны: «Недопустимо подвергать многовековые отношения тяжким испытаниям в угоду сиюминутной конъюнктуре, внушая подрастающим поколениям взаимное недоброжелательство, играя на националистических комплексах». 

Интервью 2013 года

«...абсолютно в этом уверен: решение о том, где быть Украине и что ей делать, должна принимать сама Украина, украинский народ и, естественно, украинское руководство, власть, которую украинский народ создал. Поэтому это их прерогативы, их полномочия, пусть они сами с этим и разбираются», — говорил Медведев за год до Майдана. 

«У нас нет никаких противопоказаний против интеграции Украины с кем бы то ни было. Это их дело, но они должны посчитать, во что это выльется, во что выльется, например, для Украины ассоциация с Евросоюзом, во что выльется решение присоединиться к Таможенному союзу, — продолжал премьер. — То есть это должно быть просчитанное решение. Насколько мы можем понять, украинское руководство именно этим сейчас и озабочено». 

Статья «Россия и Украина: жизнь по новым правилам» 2014 года

События на майдане Назалежности зимой 2014 года Медведев назвал «насильственным захватом власти», который привел страну к «экономической пропасти». По мнению тогдашнего премьера, «проблемы Украины» из-за того, что «киевское руководство – с очевидной подачи западных партнёров – стало говорить о необходимости уменьшения пресловутой зависимости от России». «Украине просто продиктовано, причём в деталях, все, что она обязана совершить едва ли не во всех областях жизни», — писал Медведев. Экономические отношения Евросоюза и Украины Медведев «неоколониализмом». Украина, по мнению Медведева, была нужна ЕС «как источник некоторых видов сырья» и «как рынок сбыта». 

«ЕС не спешит приглашать Украину к столу европейских держав как равноправного партнера. Не ставит даже приставной стульчик, а целенаправленно держит ее на правах „бедной Лизы“: свидания, которые никогда не закончатся свадьбой», — писал Медведев. 

«Украинское общество уже расплачивается за те иллюзии, которыми его сейчас щедро кормят правящие элиты, мечтающие о появлении в своих карманах европейских паспортов», — продолжал премьер, добавляя, что Россия «уважает Украину как суверенное государство» и признает за ней «права на сделанный выбор». Статью Медведев заканчивал обещанием впредь выстраивать «холодные», «прагматичные», «взаимовыгодные» отношения. 

Интервью 2015 года

«...если вы хотите знать мое мнение, как и, наверное, большое количество наших людей, у меня есть ощущение, что не вернут [российский транш Украине в $3 млрд], потому что жулики. Они отказываются возвращать деньги, а наши западные партнеры нам не только не помогают, но и мешают в этом», — говорил Медведев через год после Майдана. 

2016 год

В 2016 году в Нидерландах прошел референдум по вопросу ратификации соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Украиной. 61,1% пришедших на участки проголосовали против, чуть более 38% — за. Медведев прокомментировал эти результаты в своем твиттере:
 

В этом же году Медведев заявил, что в Украине «не существует государства». Этими словами премьер отреагировал на сравнение состояния угольной промышленности России и Украине. «Что нам с Украиной в этом смысле сопоставляться? Я просто про то, что там ни промышленности, ни государства не существует». В ответ на объяснения чиновника, что он приводил статистику Украины за 2013 год Медведев ответил: «2013 год? Значит, промышленность там была, а государства и тогда не было». 

Статья 2021 года

Руководство Украины Медведев называет «людьми, не имеющими никакой устойчивой самоидентификации». «Несчастные люди. Кто они, гражданами какой страны являются, где их корни, какова их историческая идентичность, этническая составляющая, каким богам они молятся? Кем они себя ощущают? Они «щирие» украинцы? «Европейцы»? Русские? Евреи? Татары? Венгры? Караимы?», — пишет Медведев. 

Зеленского он называет человеком, «имеющим определенные этнические корни», говорившим всю жизнь на русском и связанным с Россией в том числе экономически. Однако став президентом, по мнению Медведева, Зеленский «из страха получить очередной „майдан“, направленный против его личной власти, полностью поменял политическую и нравственную ориентацию. А по сути — отказался от своей идентичности. Начал истово служить наиболее оголтелым националистическим силам Украины». 

«Ему явно противно потакать этим настроениям, вся история его жизни, жизни его семьи восстает против подобной мерзости. Нормальный, порядочный человек просто не смог бы это делать. Но, увы, надо. Иначе размажут мозги по стенам. Он очень боится и не любит этих людей, но вынужден проповедовать их идеологемы, защищать отвратительные ему взгляды. Вывернутый наизнанку человек», — пишет о Зеленском Медведев. 

Украину Медведев обсуждает в контексте возможной войны. «Сама Украина не имеет никакой ценности на линии прямого противостояния западных сил (в том числе потенциально военного) с нашей страной. Дураков сражаться за Украину нет», — пишет он. 

На вопрос, как выстраивать отношения с Украиной, Медведев теперь отвечает «никак». «Дождаться появления на Украине вменяемого руководства, которое нацелено <...> на выстраивание равноправных и взаимовыгодных отношений с Россией. Вот только с таким руководством Украины и стоит иметь дело. Россия умеет ждать. Мы люди терпеливые», — заканчивает статью Медведев.