120 тысяч загадочных голосов: что случилось с каждым шестнадцатым бюллетенем на электронном голосовании в Москве

23/09/2021 - 19:11 (по МСК) Татьяна Торочешникова

В Москве продолжается обсуждение результатов электронного голосования. После подведения его итогов выяснилось, что в Госдуму не проходит ни один независимый кандидат, поддержанный командой Навального. Дождь проанализировал результаты электронного голосования и обнаружил, что в итоговые протоколы ЦИК не попали более 120 тысяч бюллетеней, выданных онлайн. Глава общественного штаба по наблюдению за выборами Алексей Венедиктов сообщил Дождю, что это бюллетени, которые избиратели начали заполнять, но так и «не донесли» до урны. 

Проанализировав результаты электронного голосования по московским одномандатным округам, Дождь выяснил, что суммарное число голосов в итоговых протоколах на 120 тысяч меньше числа бюллетеней, выданных москвичам для голосования. Всего в системе электронного голосования было выдано 1 943 590 бюллетеней. Общее число голосов на онлайн-выборах в Москве, если верить итогам, опубликованным в системе ГАС «Выборы», составило 1 819 852, подсчитал Дождь.

Это несоответствие заметил также политик Максим Кац — глава предвыборного штаба кандидатки Анастасии Брюхановой, которая баллотировалась в Госдуму по 198 округу в Москве. Кац обратил внимание, что в итоговом протоколе у Брюхановой не учтено более 13 тысяч голосов.

Анализ Дождя показал, что такая ситуация не только в округе Брюхановой. Если проанализировать цифры из итоговых протоколов, можно найти «неучтенные» голоса во всех 15 московских округах.

Как считали проголосовавших

Для того, чтобы это посчитать, нужно сравнить цифры из двух источников — с сайта observer.mos.ru, где московские власти публиковали данные о ходе электронного голосования, и из системы ГАС «Выборы», где публикуются итоговые протоколы по всем выборам. Для подсчетов мы использовали данные с избирательных участков с номерами 5001–5015, специально созданных для фиксации результатов электронного голосования. 

На сайте observer.mos.ru есть три числа:

  • число зарегистрированных онлайн-избирателей (2 014 765 по всем округам) 
  • число выданных бюллетеней (1 943 590 по всем округам)
  • число принятых бюллетеней (2 021 969 по всем округам)

Зарегистрированными избирателями считали всех, кто подал заявление на онлайн-голосование — неважно, стал ли человек потом голосовать. Это число было известно за несколько дней до выборов, когда закрылась регистрация — и с тех пор не менялось.

Число выданных бюллетеней учитывало уже только тех, кто непосредственно участвовал в голосовании: открыл сайт mos.ru (или gosuslugi.ru), ввел свой номер телефона, получил смс с кодом — и перешел к выбору.

Под принятыми бюллетенями, как следует из объяснений одного из разработчиков электронного голосования Артема Костырко, имелась в виду любая транзакция, совершенная пользователем. Если пользователь проголосовал — это одна транзакция; если он после этого изменил свой выбор и переголосовал — это еще одна транзакция. Каждое такое действие записывалось в систему (или другими словами — в блокчейн). При этом переголосовать можно было неограниченное число раз (с каждым разом число транзакций в блокчейне соответственно увеличивалось на единицу). В итоговый же протокол, как утверждали московские власти, попадал только последний голос избирателя. 

Еще одну важную цифру можно было получить из системы ГАС «Выборы» — это число действительных электронных бюллетеней. Именно оно и шло в финальный подсчет голосов за кандидата. Например, в 198 округе, как следует из итогового протокола, онлайн проголосовали 120 207 москвичей. При этом, как можно убедиться и из протокола, и из данных сайта observer.mos.ru, избирателям в этом округе было выдано 131 930 бюллетеней. Таким образом, разница между числом выданных и числом действительных бюллетеней составила 11 723. Если считать разницу между числом принятых бюллетеней и числом зарегистрированных в системе ГАС «Выборы», то она еще больше — 13 076 голосов.

Итоговый протокол по 198 округу. Скриншот: ГАС «Выборы»
Результаты электронного голосования в 198 округе. Скриншот: observer.mos.ru

Такая же ситуация обнаружилась в остальных округах. Суммарно по всем 15 округам разница между числом выданных бюллетеней и числом зарегистрированных на сайте ЦИК составила 123 738 голосов.

Что это за цифра? Глава общественного штаба по наблюдению за выборами Алексей Венедиктов объяснил, что это те бюллетени, которые не донесли до «урны». «Люди их просто не опустили. Аналогия с участком — пришел, получил, обошел стороной кабинку, вышел с участка с бюллетенем в руке», — ответил он Дождю. Ранее в эфире телеканала Артем Костырко оценивал количество таких людей в 3,5–4%.

Сколько людей переголосовали?

Обновлено: Проверив раздел голосования по партийным спискам, Дождь убедился, что увеличенные цифры принятых бюллетеней, о которых идет речь в этой главе, относятся к нему. Как и в какой момент эти цифры на короткое время попали в раздел выборов по одномандатным округам, неизвестно, но они подтверждают, что общее число переголосовавших по партийным спискам составило 297 тысяч человек.      

Если следовать определениям разработчиков электронного голосования, то число переголосований можно получить, вычтя из числа принятых бюллетеней число зарегистрированных в ГАС «Выборы» — это чуть больше 202 тысяч. Однако Венедиктов в эфире Дождя в среду называл другие цифры. Он сказал, что переголосовавших было 297 тысяч человек, и они совершили 650 тысяч транзакций. Именно с подсчетом этих голосов Венедиктов связал задержку с объявлением результатов электронного голосования длиной более 12 часов. Такие же цифры переголосовавших называл в понедельник и Костырко. В комментарии в четверг Венедиктов подтвердил, что общее число переголосовавших составило 296 тысяч человек, но конкретно по одномандатным округам было около 200 тысяч переголосований.

Дождь случайно обнаружил еще одну странность на сайте observer.mos.ru. Вечером 22 сентября агентства сообщили, что подробные данные транзакций электронного голосования опубликованы на сайте мэра и правительства Москвы. Обновляя страницу observer.mos.ru, сразу две сотрудницы Дождя заметили, что в какой-то момент число принятых бюллетеней изменилось — в каждом округе оно стало больше. Например, в 198 округе вместо цифры 133 283 теперь значилась цифра 144 522.

Обновленные цифры в результатах электронного голосования в 198 округе. Скриншот: observer.mos.ru

Сложив обновленные цифры по всем округам и вычтя из них число действительных бюллетеней, Дождь получил 297 032 голоса. Эта цифра соответствует той, которую называли Венедиктов и Костырко, когда говорили о переголосовавших.

Через некоторое время цифры на сайте observer.mos.ru вернулись к прежним значениям.

Новые вопросы к электронному голосованию

В среду на IT-ресурсе habr.com появился пост программиста Петра Жижина, в котором он рассказал, что расшифровал весь массив голосов из системы электронного голосования. Автор поста обнаружил, что из более 2 млн транзакций (голосов), находящихся в базе, статус «расшифрованы» имеют всего 1,3 млн. Еще 702 тысячи голосов, по его словам, на момент скачивания (а это было уже после подведения итогов), оставались нерасшифрованными — по крайней мере, публично. «Однако никакой сенсации в них нет, в нерасшифрованной части тоже не побеждает оппозиция», — пишет автор. Расшифровка, как утверждает Жижин, остановилась в 21:19 19 сентября — практически сразу после закрытия участков.

В штабе Анастасии Брюхановой также расшифровали весь массив голосов в системе электронного голосования. Специалисты штаба нанесли все голоса на временнУю ось и заявили о странностях в поведении избирателей. Это выражалось в том, что два с половиной дня из трех, пока шло голосование, число голосов за кандидата от «Справедливой России» Галину Хованскую было стабильно выше, чем за Брюханову, а в последний день голосования после 14:30 все стало ровно наоборот — и так продолжалось вплоть до закрытия участков. Кроме того, утром в воскресенье эксперты штаба Брюхановой обнаружили резкий рост числа проголосовавших за Хованскую, который продолжался вплоть до 14:30 и прерывался лишь в районе обеда. Представители Брюхановой считают это свидетельством массовых вбросов за провластного кандидата. Похожее поведение избирателей, по словам аналитиков штаба, они увидели и во всех остальных московских округах.

 

 

У экспертов остались вопросы и к тому, как данные по электронному голосованию были перенесены в базу ЦИК. Депутат Совета депутатов московского района Кунцево Денис Шендерович, наблюдавший за электронным голосованием, утверждает, что комиссии получили уже готовые результаты, которые и внесли в протоколы. «Им принесли откуда-то распечатанные протоколы, они пустили их по кругу на подпись. Проголосовали за утверждение. Вуаля. Комиссия легализовала результаты электронного голосования, которые никто из них не проверял и не участвовал в подсчете результатов», — написал он в своем канале.

23 сентября глава общественного штаба по наблюдению за выборами Алексей Венедиктов подвел итог всем дискуссиям и заявил, что общественный штаб «не выявил следов взлома и вбросов в системе электронного голосования». Он также опубликовал график хода голосования в 198-м округе, который совпал с графиком штаба Брюхановой. Аномалий Венедиктов на этом графике не увидел. 

Дождь в среду обратился в ЦИК с просьбой прокомментировать разницу в 120 тысяч голосов между выданными и зарегистрированными бюллетенями в рамках электронного голосования. Однако на момент публикации в четверг ответа не получил.

Фото на превью: Игорь Иванко / Коммерсантъ