«Он сказал — снимайте». Алексей Учитель — о конфликте с Цоем-младшим из-за фильма о его отце

3 сентября, 19:03 Юлия Таратута
5 702

27 августа вышел трейлер к фильму Алексея Учителя «Цой», который посвящен водителю автобуса, в аварии с которым погиб лидер группы «Кино» Виктор Цой в Латвии в 1990 году. Картина должна была выйти на экраны в конце августа, однако премьеру перенесли. Александр Цой, сын лидера группы «Кино, потребовал запретить фильм и даже направил письмо президенту и в Министерство культуры, чтобы они не допустили выхода картины в прокат. Алексей Учитель рассказывал, что имена в фильме изменены, а происходящее в автобусе «выдумано от начала до конца». При этом сын Виктора Цоя заявил о том, что картина не была согласована с родственниками музыканта и в ней «распространяются порочащие известных на всю Россию людей сведения». В своей авторской программе Юлия Таратута поговорила с режиссером фильма «Цой» Алексеем Учителем о скандале, связанном с его новой работой, и его отношении к фигуре Виктора Цоя. 

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

 

Я хочу представить своего сегодняшнего гостя, мы разговариваем с ним по скайпу, это Алексей Учитель, режиссер. Алексей Ефимович, добрый день.

Добрый день.

Спасибо, что согласились поговорить со мной в такой острый для вас, как всегда, момент перед выходом фильма. Я начну, собственно, с вот этого дежавю, мне кажется, я уже с вами разговаривала примерно в такой же ситуации, когда вы выпускали фильм «Матильда», и были большие проблемы, против вас организовала войну Наталья Поклонская, теперь семья одного из ваших героев, то есть вашего главного героя. Скажите, это уже становится как будто вашим творческим почерком — поссориться с кем-то перед премьерой. Как вы относитесь к этому скандальному флеру?

Я отношусь очень плохо. Но я думаю, что никакого скандального флера не существует, потому что схожесть только одна в ситуации с «Матильдой»: ни автор той проблематики, ни нынешней фильма не видели.

Скажите, не все знают на самом деле канву вашего противостояния с семьей, то есть противостояние семьи с вами. Расскажите нам в двух словах, в чем суть этой семейной претензии?

Я не очень знаю, потому что сценарий этой картины существует девять лет, он был опубликован в «Искусстве кино». Снимать фильм я наконец решил опять по причине той, что мне казалось, что за девять лет внимание к славе Виктора Цоя будет ослабевать. А на самом деле все наоборот, именно это меня подтолкнуло еще раз обратиться к такому, скажем, необычному взгляду на то, что могло происходить, я имею в виду все события, которые происходят после трагической гибели Виктора Цоя в картине. Поэтому я действовал открыто, и с отцом Виктора Цоя, и с сыном, давал им читать сценарий. Да, скажем, Роберт Максимович, отец Виктора, я не знаю, насколько глубоко он изучал сценарий, но он был даже готов подписать с нами некоторые бумаги. Но мне не нужно было, здесь особая ситуация, мне не нужно было разрешение от родственников, это принципиальный момент, потому что этот фильм не касается конкретных людей, это собирательные образы, придуманные. А что касается хроники, которую я использую, она принадлежит мне, как автору, и нашей студии, потому что мы это производили, и никаких тоже разрешений, юридических, я имею в виду, на это не требуется. Поэтому это была моя добрая воля. Да, сын мне говорил, что как это, вот папа весь фильм в гробу, но понимаете, во-первых, это не так, во-вторых, это совершенно другая история, но каждый человек имеет право на свое мнение. И я не отрицаю, что фильм Саше Цою, Александру Цою может не понравиться, это его право.

Чтобы посмотреть полную версию, выберите вариант подписки

Вы уже подписчик? Войти

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю