Инопланетяне: миф или реальность

28/03/2011 - 13:39 (по МСК) Анна Монгайт, Ольга Шакина

Образ инопланетян в кинематографе: что ложь и что правда? В проблеме МУЗАМ помогал разбираться уфолог Александр Петухов.

Анна Монгайт: Самый важный вопрос – инопланетяне существуют?

Борис Петухов: Ну, по крайней мере те существа, за которые люди принимают этих существ, в таком плане можно говорить – да, они существуют. Хотя мало кто может похвастаться, что с ними здоровался, братался, тем более, пил чай.

Монгайт: А вы можете?

Петухов: Я нет.

Монгайт: Жалко.

Ольга Шакина: А вы знаете тех, кто могут?

Петухов: Тоже не знаю.

Шакина: Понятно. На самом деле интересен вот этот вот классический образ инопланетянина, который известен массовой культуре. Такое существо с раскосыми глазами, большой лысой головой, достаточно высокое, которое уже, наверное, лет 50 в фильмах всяких тиражируется. Как вы относитесь к самой известной легенде о розуэлльском инциденте? Как вы это прокомментируете – это правда или все-таки фальсификация?

Петухов: Я скажу определенно, что это фальсификация. Тем более, что через несколько лет после издания упомянутой книги во всех подробностях было написано, как случайно нашли, скажем, набитую поролоном эту куклу. И когда в фильме, кстати говоря, проводятся знаменитые кадры вскрытия пришельца, мне на ум приходят слова одной девушки-патологоанатома, когда она дважды посмотрела этот сюжет, она сказала – знаешь, у меня такое впечатление, что вот когда мы пользуемся ножом, вилкой, мы это делаем не глядя, автоматически, а когда смотришь как врачи применяю инструмент, то такое впечатление, что они только-только научились, но автоматизма у них еще нет, то есть такое впечатление, что они как бы учатся. С другой стороны, если брать за основу вопрос похоже ли то, что нам предлагает за основу кинематограф или нет на настоящих пришельцев, хотя кто их знает, какие они настоящие пришельцы…

Шакина: Вы знаете.

Монгайт: Мы вас для этого и пригласили, вы должны знать.

Петухов: …то здесь буквально одну минуту стоит пофилософствовать в каком плане – любое мыслящее существо, рожденное на какой-то планете, неважно похоже на наземное или нет, но для своего выживания, оно должно полностью соответствовать условиям для пришельцев. Нам показывают лысеньких, маленьких, большеглазых пришельцев, соответственно какие условия для таких пришельцев подходят – небольшая по притяжению планета, иначе маленькое существо было бы просто раздавлено, где безусловно мягкий климат, раз волосяной покров отсутствует, и, к сожалению или к счастью, там другое, более слабое освещение, в результате чего возникли глаза с большим содержанием, скажем, колбочек, а не палочек, которые ответственны за контрастность и за чувствительность к освещению. И когда нам кинематограф показывает что-то червеобразное (а черви, понятно, живут под землей) и с какими-то маленькими глазками, то это соответствует другому. И если вот перебирать соответствующие и несоответствующие детали среде обитания, то мы сразу приходим к вопросу, что здесь больше кинематографической выдумки (процесс творческий, с этим никто не спорит), нежели там каких-то нормальных фактов.

Монгайт: А может быть так, что просто приятней видеть в инопланетянине черты персонажа, похожего на тебя, то есть не надо напрягаться, что-то выдумывать такое невозможное?

Шакина: С другой стороны, очень приятно в инопланетянине непохожего на себя, которого можно бояться, и которого можно убить, если что. Образ врага – это тоже очень важно.

Петухов: Образ врага действительно важен, но здесь еще интересный момент есть. Кинематограф предлагая нам разный спектр личностей, он как бы расширяет сознание, чтобы человек как бы психологически был готов к тому, что может быть и трехметровый, и пятиметровый, и совсем маленький, и похожий, и непохожий. Это очень большой плюс. И дело даже не то, что в толерантности, а, скажем так, в объективности восприятия, что человек не будет шарахаться, если он увидит кого-то. Хотя чаще всего люли, которые с кем-то действительно встретились, именно шарахаются.

Шакина: Мне кажется, что, то, на что вы обратили внимание, такая вариативность образов пришельцев, может быть просто кинематографистам хотелось бы верить, что есть очень много разных миров, где есть самые разные существа.

Петухов: С другой стороны, вот то, что к нам попадает, как к уфологам…

Монгайт: Мы от вас этого очень ждали. Покажите же скорее, что к вам попадает!

Петухов: Вот смотрите. Первые два снимка удивительны тем, что один – это наскальный рисунок, сделанный в далекой Индии бог знает сколько тысяч лет назад, а второй – зарисовка грузина Автандила Владимировича, который зарисовал свой контакт с такими странными существами аж в 1973 году. Как говорится, есть большое сходство. Вот эти существа в таких облегающих костюмах, допустим, появились в Подмосковной даче одного человека в 75 году.

Монгайт: Скажите, вы сразу отметаете вариант делирия, скажем так?

Петухов: Нет, я не отметаю, я просто хотел в данном случае продолжить мысль, что в свое время южно-американский исследователь даже привел классификацию. То есть он взял тысячу случаев контактов, буквально 666 он отмел, потому что там присутствовал только один пришелец и только один очевидец со стороны землян, то есть подтвердить это некому было, и оставил 334 случая со свидетелями. И оказалось, что, несмотря на различные отличия от землян, тем не менее, некое антроподобное сходство в общем-то есть. И на основании всех этих рисунков сделали, так скажем, фоторобот инопланетянина, который чаще всего попадается в описании.

Монгайт: А скажите, зеленые человечки – почему есть такой штамп, литературный практически?

Петухов: Этот литературный штамп возник почти параллельно и практически независимо у двух человек. В 1953 году французский писатель и археолог Фрэнсис Корсак написал книгу, которая называлась "Пришельцы ниоткуда", где одной из центральных цивилизаций, о которых идет речь, действительно были зеленые, достаточно высокого роста, чуть-чуть косоглазые существа. А второй – это 1967 год, эта история связана с астрофизиком Энтони Хьюишем, который первым открыл пульсар. Пульсар – это звезда, которая невидима, выдает только импульсы очень правильные через строгие промежутки времени, и когда он их открыл, он полгода боялся опубликовать этот отчет, потому что он считал, что он открыл не естественные объекты, а искусственные, что якобы ему подают сигналы пришельцы из космоса. И когда его секретарь настоял – давай опубликуем, он ответил – я не могу, меня коллеги засмеют, что вступил в контакт с зелеными человечками, отсюда и пошел этот штамп.

Также по теме