Как еврейский музей в Москве стал китайским, и почему это совершенно логично

29/10/2014 - 00:55 (по МСК) Мария Макеева

В еврейском музее в Москве открылась выставка китайского искусства «Отчужденный рай», собранного французскими коллекционерами еврейского происхождения Доминик и Салливан Леви. Никогда в России не показывали такое отборное китайское искусство такого высокого уровня, за которым стоят такие большие деньги. За девять лет они из разумных вложений превратились в блистательную инвестицию. Как Китай захватил еще и рынок прекрасного, рассказывает Анна Монгайт.

Доминик и Салливан Леви, владельцы девелоперского бизнеса, начали собирать китайское искусство только в 2005, но, как люди с художественной и бизнес интуицией, они ездят туда каждые три месяца и покупают большие произведения искусства и по габаритам, и по качеству.

Доминик: «Для наших очень больших покупок мы арендуем очень большие хранилища, но вообще наша цель  не хранить, а показывать искусство. И поэтому оно всегда в разъездах по миру, а четыре года назад мы сделали виртуальный музей, где можно посмотреть всю нашу китайскую коллекцию»

Китай  супердержава не только политическая и экономическая, но и художественная. Ставку на современное искусство государство сделало еще в  начале нулевых. Полчища актуальных художников , как растущие на глазах небоскребы Шанхая, доказывали, что страна держит путь на модернизацию.

В 2012 году эксперты крупнейшей аналитической компании Artprice подсчитали, как экономический рост Китая изменил структуру глобального арт рынка. Общий доход от продаж искусства в Китае в 2011 году составил $4,9 млрд. Он с большим отрывом обошел США ($2,72 млрд) и Великобританию ($2,4 млрд).

За последние десять лет доля Christie's и Sotheby's на рынке значительно уменьшилась — с 73 % до 47%. Третье место по значимости занимает аукционный дом Сhina Guardian, он продал самый дорогой лот 2012 года, картину «Орел на сосне» китайского художника Ци Байши ($57,2 млн).

За десять лет индустриального производства современного искусства в Китае появилась своя иерархия имен. Нам кажется, что она начинается с Ай Вэй Вэя  художника и диссидента, живущего под домашним арестом. Его гроздь традиционных китайских табуреток тоже есть на выставке. Но Ай Вэй Вэй , но в самом Китае Ай Вэй вэй  не звезда, а такой подзабытый Навальный. Вокруг него своеобразный информационный файерволл. Все его художественные инициативы  видны только на западе. Из своего заключения он готовит выставку в Лондоне, где будет расхаживать в виде 3d модели. Герои Китая — это Сунь Янь и Пэн  Юй. их старый ангел с волосатыми крыльями разбился оземь прямо у входа на выставку.

Посмотрите в лицо старому ангелу на видео. Эта работа, возможно, самых одаренных китайских концептуалистов.  А вот произведение напротив, высотки нового мегаполисса, вырезаны из книг. Китайские художники очень любят экспериментировать с техниками.

Темы, которые всерьез волнуют китайских художников  это вестернизация Китая. О ней видеоарт с китайцами, невыносимо  поющими Happy birthday на китайском, и шитые самостроком американские супергерои . Другая важнейшая тема для страны с миллиардным населением —эмиграция. Чучело вола в телеге — это о миграции голодных крестьян в город, Шен Юань и его «Яйцо динозавра»  огромный шоколадный сюрприз, из которого высыпалась сотня пластиковых белочек  о захвате Китаем новых территорий с помощью его вездесущих товаров.

Салливан: «Вообще этот шоколадный сюрприз и его герои – это Китай и китайцы, эмигрирующие в самые отдаленные уголки света и несущие туда свою культуру, которую мы с Доминик так любим»

За девять лет собирательства стоимость  коллекции Леви выросла в несколько раз. Цены растут так стремительно, что эксперты не всегда могут объяснить логику рынка. Говорят, во всем виноват «яхуи»  так называется, новая китайская традиция давать взятки произведениями искусства. Как известно, за взяточничество в Китае карают смертной казнью, «яхуи» — это единственный способ обойти закон. Ну, и заодно поднять собственную культуру на новую высоту.

Другие выпуски