Жуков о строительстве госкапитализма

Деньги
17 июня 2011
Поддержать программу
Ведущие:
Игорь Иванов

Комментарии

Скрыть

В специальном выпуске программы ДЕНЬГИ беседуем с вице-премьером Александром Жуковым. Включение с Петербургского международного экономического форума.  

Иванов: Александр Дмитриевич, означает ли заявление Дмитрия Медведева о создании  Московского федерального округа просто расширение границ Москвы или поглощение целиком Московской области?

Жуков: Мне трудно ответить на этот вопрос. Я думаю, что более подробное решение по этому поводу еще предстоит сделать, но то, что расширение будет – это очевидно. Есть различные проекты расширения в полном объеме или, скажем, передачи каких-то частей Московской области близлежащим регионам – здесь возможны разные решения.

Иванов: А правительство не анализировало, каким образом лучше это было бы сделать?

Жуков: Нет, правительство пока этим вопросом не занималось.

Иванов: Президент начал свою речь о преобразованиях в России с того, что сделал программное заявление, что мы не строим в России госкапитализм, а отказываемся от ручного управления. Скажите, Александр Дмитриевич, как это понимать – это смена курса, это смена парадигмы, и насколько радикальны будут эти изменения?

Жуков: На самом деле в России никто, никогда не заявлял, что мы строим госкапитализм. Просто речь идет о том, чтобы, во-первых, уменьшить долю государственной собственности, поскольку несмотря на то, что процесс приватизации у нас уже на протяжении последних 20 лет идет, все-таки доля государственной собственности по-прежнему велика, и госрегулирование остается достаточно жестким. Президент сказал, что, наверное, было правильно, что после некоторой неразберихе, которая была в 90-ые годы, государственное регулирование было несколько усилено, но сейчас настал период, когда нужно дать большую свободу бизнесу и приватизировать некоторые большие активы, которые находятся в руках государства. И главное, что большая часть земли в России по-прежнему принадлежит государству.

Иванов: Если говорить о компаниях, которые могут быть выставлены на продажу, Дмитрий Медведев, по сути, в своей речи дал поручение правительству до 1 августа расширить программу приватизации. Можно ли сейчас говорить о компаниях, доля в которых может быть сокращена ниже контроля или даже ниже 25%, о чем говорил Дмитрий Медведев?

Жуков: У нас утверждена достаточно масштабная программа приватизации, которая включает в себя и крупнейшие естественные монополии и крупнейшие банки. Здесь речь может идти о приближении сроков продажи пакетов, и в некоторых случаях продажи даже контрольных пакетов крупнейших компаний. Хотя, президент все-таки оговорился о том, что в наиболее важных естественных монополиях и тех, кто связан с обороной или инфраструктурой, то там решения нужно принимать аккуратно и взвешенно.

Иванов: А все остальные могут быть проданы и государство может избавляться от контроля? Например, много разговоров о том, что в Сбербанке следует сохранять контроль.

Жуков: По Сбербанку, те решения, которые сейчас уже предлагаются, они достаточно радикальные. Хотя, конечно, люди в нашей стране привыкли воспринимать вклады в Сбербанке, как полностью гарантированные государством, как то, что это самый надежный банк. Поэтому, наверное, государству полностью уходить из Сбербанка не следует.

Иванов: Возможно, самый болезненный момент для госслужащих – это введение персональной ответственности, в частности, полной финансовой персональной ответственности за те решения, которые повлекли ущерб граждан, которые что-то отсудят у Российской Федерации. Насколько это действительно тяжело будет воспринято в госаппарате?

Жуков: Чиновники, безусловно, должны отвечать за те решения, которые они принимают. Другое дело, что всегда нужно различать ошибки экономического плана и какие-то сознательные действия, которые наносят ущерб гражданам, а в конечном итоге, потом ложатся на государство. Здесь тонкая грань существует. Нельзя передавить чиновника, который за достаточно скромную зарплату должен принимать ответственные решения.

Иванов: То есть, есть ошибки, совершенные случайно, а есть ошибки, совершенные намеренно, и одно от другого нужно отделять?

Жуков: Безусловно.

Иванов: И в этом, вероятно, должны помочь суды, которые, по словам Дмитрия Медведева, должны стать более независимыми, и президент предлагает ввести специализацию судей о чем много говорили участники разного рода экономических разбирательств.

Жуков: Как раз президент сказал, что есть предложение о том, чтобы сделать  некие специальные суды для иностранных инвесторов, которые бы судили по справедливости, и он сказал, что это неправильный подход. Не может быть справедливых судов для иностранных судов для иностранных инвесторов и несправедливых для российских. Все суды должны быть едиными, но, безусловно, судебная система должна быть существенно усовершенствована. У нас есть специализация судов, у нас есть арбитражные суды, которые занимаются экономическими вопросами. Конечно, квалификация и специализация судей чрезвычайно важна.

Иванов: Отстранение чиновников по материалам оперативно-розыскной деятельности – насколько эта мера может быть реализована сейчас? Насколько готова к этому и государственная машина и общество?

Жуков: То, что у нас часто бывает несовпадение материального положения чиновника с его официальными доходами, то это ни для кого не секрет в нашем обществе. Другое дело, что предъявляя какие-то претензии человеку, нужно всегда иметь серьезные доказательства. Я думаю, что неспроста президент оговорился о том, что любое решение в связи с имеющейся оперативной информацией может быть оспорено в суде. 

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия