По ком плачет «Стена скорби»? Как создавался мемориал жертвам репрессий на проспекте Сахарова

В гостях у Сергея Медведева автор памятника, скульптор Георгий Франгулян
12 апреля, 16:11 Сергей Медведев
5 555 0

Телеканал Дождь и Сахаровский центр при поддержке Европейского Союза продолжает цикл программ по исследованию исторической памяти. Мы очень много говорим о различных памятниках в России и Москве, в частности. На пересечении Садового кольца и Проспекта Сахарова стоит «Стена скорби», открытая осенью 2017 года и посвященная жертвам репрессий. В эфире программы Сергей Медведев обсудил с автором памятника, скульптором Георгием Франгуляном, портят ли сталинские высотки архитектурный облик Москвы, нужен ли на Лубянке памятник Павленскому, а также как прошло детство скульптора в Грузии.

Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж

Телеканал Дождь и Сахаровский центр при поддержке Европейского Союза продолжают цикл программ по исследованию исторической памяти. И как вы, наверное, все уже помните, мы очень много говорим о памятниках, о различных памятниках в России, в Москве. Но сейчас я хочу поговорить о том памятнике, которого мы все ждали очень долго, и который для меня, наверное, является одним из главных московских мест памяти. 

На пересечении Садового кольца и проспекта Сахарова стоит Стена скорби, открытая прошлой осенью 2017 года, памятник жертвам репрессий. Скульптор, автор этого памятника Георгий Франгулян сегодня у нас в гостях, в нашей программе. Добрый день, Георгий Вартанович.

Здравствуйте.

Я сразу хочу уточнить у вас, кому этот памятник? Жертвам сталинских репрессий или жертвам вообще репрессий? 

Ни в коем случае не сталинских, в том числе сталинских, вот так бы я сказал. Но он вне времени, как мне кажется, это памятник, посвященный невинно убиенным, насилию человека над человеком. Я рассматривал это широко для себя. 

Мне кажется, идея насилия там очень сильно задана, потому что там такая, очень грубая фактура, еще раз всех, кто еще там не был, я призываю туда пойти, посмотреть. Я буквально вот пару дней назад ночью туда заезжал, чтобы посмотреть, как это выглядит в одиночестве, при свете прожекторов. И вот там такая очень грубая фактура, камни и железо. Это специально сделано, цепляюще? 

Ну конечно. Ведь форма должна действовать своим состоянием, не только изображением, но именно состоянием. Она должна скрежетать, она должна царапать, она должна действовать эмоционально. Так же, как на вас действует фактура камня, и так далее, то же самое и форма в скульптуре, это главный изобразительный элемент. А дальше уже тема.

Комментарии (0)
Другие выпуски