Дмитрий Быков о новом патриотизме в кино: «Сегодняшний патриотизм – это забалтывание пустоты»

02/02/2014 - 20:36 (по МСК) Ренат Давлетгильдеев

Журналист и писатель Дмитрий Быков на спецпроекте ДОЖДЯ «Любить Родину» - о том, чем отличается понимание патриотизма в современном кино от патриотизма в фильмах, снятых в советское время.

Быков: Я думаю, что «Андрей Рублев», для меня во всяком случае, потому что это фильм об абсолютной неубиваемости России. Все что угодно можно сделать, а убить нельзя. Я его до сих пор так и воспринимаю.

Дондурей: Я считаю, что любой выдающийся фильм российский всегда патриотический, поэтому будете ли вы вспоминать «Летят журавли», или «Июльский дождь», или любой фильм Тарковского, или фильмы Бардина - это всегда очень патриотическое кино. Выдающийся художник – значит патриотическое, вариантов нет.

Давлетгильдеев: Большая часть фильмов, которые вы перечисляли, - фильмы советские. Есть какая-то разница в восприятии патриотизма в том советском кинематографе и сейчас?

Быков: Да, есть. Сегодняшний патриотизм – это забалтывание пустоты, это тот, кто лучше всех, красивее всех, элегантнее всех сумеет заболтать, заплести паутиной эту пустоту, потому что там давно уже внутри ничего нет, никакого ощущения родины. Нельзя одновременно благословлять церковь Христову, Иосифа Сталина, этнические чистки. Нельзя одновременно это любить. Это вещи взаимоисключающие. Сегодняшний российский патриотизм лишен самого главного – вещества жизни. Это пусто место. Тогда как тогдашний патриотизм, еще 70-х годов, 60-х, базировался на ощущении живой страны. Вот Шукшин – это патриотическое кино, правдивое, и эту правду никакая цензура не могла упрятать. Это то, что было у Высоцкого, Тарковского, у раннего Михалкова – это ощущение живой страны и есть патриотизм, чувство связи. Сегодня эта связь утрачена.

Фельгенгауэр: А если вспомнить фильмы, которые снимались раньше, например, «Светлый путь», - это патриотизм?

Быков: Нет, это плохая комедия.

Также по теме