Илья Васюнин из Краматорска: «Это был не „Град“, а, видимо, „Торнадо“»

10/02/2015 - 23:32 (по МСК) Мария Макеева

На связи со студией Дождя корреспондент издания «Русская Планета» Илья Васюнин, который стал свидетелем обстрела Краматорска.

Макеева: Илья, можешь ли кратко описать события сегодняшнего дня?

Васюнин: Я находился в гостинице. Это происходило около часу-двух дня, стены задрожали, завибрировали. Один из снарядов разорвался в километре от гостиницы, в которой я нахожусь, гостиницы «Краматорск», в самом центре города. Снаряд попал на улицу Дворцовая. Там до сих пор торчит хвост ракеты, которая отделяется от снаряда, который является боевой частью. Он воткнулся, и своеобразным местом стало, куда жители приходят, чтобы сфотографироваться на фоне этого снаряда.

 В первые минуты было всем не до смеха, снаряды рвались в течение 3-5 минут, всего, по данным губернатора Кихтенко, разорвалось 18 снарядов в городе, 14 попало на аэродром, где находится штаб Украины. Эти 18 снарядов в городе было очень хорошо видно, я видел, как люди убегали с тротуаров, стремились встать поближе к домам в расчете на то, что их это спасет.

Мы с моим коллегой из «Новой газеты» Павлом Каныгиным через несколько минут отправились в сторону аэропорта, потому что в социальных сетях стали появляться снимки дыма, который валит с территории аэропорта, где находится украинский штаб. На блокпосте перед аэропортом нас остановили военные, сказали, что проезд закрыт, никакой информации они давать не могут, сейчас информация закрыта. Сейчас уже стало известно, что 32 военных было, погибло, ты сказала 8 человек, я читаю цифру 9 человек – из них 1 военный. Но здесь могут быть неточности.

Макеева: Вот только что пришла информация по каналам агентства РИА «Новости», что число погибших от удара по Краматорску увеличилось до 12 человек. Цифра меняется, и когда речь идет о раненных, число погибших может увеличиваться.

Васюнин: Да, совершенно верно. Еще один снаряд упал на улице Парковая – это километрах в 2 от аэродрома. И остальные – в самых разных частях города: на улице Дворцовая, совсем недалеко от центра, где еще до недавнего времени сохранялся хвост это ракеты системы…это был не «Град», это был «Смерч» или «Торнадо». Действительно, огромная ракета – 300 миллиметров в диаметре, мы специально измеряли. От величины ракеты зависит дальность, откуда она могла прилететь. Система «Торнадо» – ее дальность до 120 км.

Главный вопрос – откуда прилетела эта ракета? Я наблюдал за дискуссией. Местное население обсуждает, откуда мог быть нанесен удар. И это вызывает непонимание, потому что хвост, например, торчал со стороны Горловки: если к лесу передом, то к Горловке задом. Люди делают вывод, что из Горловки. В штабе тоже говорят, что со стороны Горловки был нанесен удар. Но на улице Парковая, которая находится рядом с аэродромом, я посмотрел, там, наоборот, были разбиты стекла, которые выходят не на юго-запад, а на северо-восток. Получается, что удар мог быть нанесен с другой стороны. Но я не эксперт, не берусь это обсуждать. Вопрос, откуда прилетело – это вопрос техники.

Макеева: Мне кажется, что это как раз тот случай, когда не так важно разобраться, откуда, а вопрос в том – куда? Как можно винить в обстреле украинскую армию, если в результате обстрела погибли и украинские военные? Трудно предположить, что они сами по себе пальнули. Находит подтверждение, что среди погибших есть украинские военные? Мы можем уверенно это утверждать?

Васюнин: Да, это, безусловно, так. Неизвестно про конкретно погибших в аэродроме, но точно известно, что среди погибших есть военные. Вопрос в том, чья ответственность и всегда обсуждается вопрос – откуда? Я хочу сказать, что в случае артиллерийского удара все достаточно просто вычислить, понятно, откуда прилетел снаряд. В случаях сделаемого боеприпаса, которым является снаряд, выпускаемый системами «Град», «Торнадо», «Смерч» – не совсем ясно, потому что снаряд разрывается в одном месте, хвост остается в другом, и нужно специальным образом измерять, сопоставлять, чтобы точным образом вычислить направление, из которого был произведен удар.

 Понятно, что ответственность здесь всеми возлагается на представителей ополчения, хотя там отрицают, что наносили удар по Краматорску сегодня, но в любом случае, с какого направления прилетели эти снаряды, до сих пор не ясно. Что касается обстановки на улицах, то когда мы только ехали к аэродрому, видели очень большое количество машин, которые быстро покидали этот район, который к аэродрому прилегает. Сейчас все вроде бы успокоилось. Хотя я видел военных, которые появились на улицах Краматорска, сейчас они проявляют повышенную бдительность во избежание каких-то диверсионных актов или попыток дестабилизировать ситуацию уже внутри города.

Фото: REUTERS

Также по теме
    Другие выпуски