Адвокат Мурад Мусаев, дело об убийстве Буданова, и кто еще сядет?

29/04/2015 - 00:09 (по МСК) Мария Макеева

Адвокат Мурад Мусаев дал показания в суде над бывшими присяжными по делу Буданова. Следствие считает, что Мусаев, когда защищал одного из обвиняемых в убийстве Юрия Буданова, дал взятку в 6 миллионов рублей одному из присяжных, чтобы тот подкупил остальных, а те бы оправдали фигуранта дела. Ранее и сам Мусаев был подозреваемым по этому делу, однако, против него расследование прекратили за сроком давности. Присяжным так не повезло. Само по себе дело многие юристы называли как кампанию против присяжных  мол, этот институт неудобен государству, поскольку его нельзя полностью контролировать. Подробнее об этом рассказала Лилия Яппарова.

Мурад Мусаев в суд мог сегодня не приходить. Сначала адвоката судили вместе с теми тремя присяжными, которых он, по версии следствия, подкупил. Но сам Мусаев еще в феврале из обвиняемого превратился в свидетеля. А вот присяжных Пронина и Ломоносову до сих пор судят за сговор с адвокатом. И сегодня Мурад Мусаев давал показания.

Диана Ломоносова и Виталий Пронин были присяжными первой коллегии, которая решала, виновен уроженец Чечни Юсуп Темерханов в убийстве полковника Юрия Буданова, или нет. Когда Мусаев вел защиту Темерханова, он обвинил оперативников и следователей в фальсификациях и пытках. В ответ правоохранители завели на Мусаева уголовное дело. Адвоката обвинили в подкупе двух свидетелей и трех присяжных.

Следствие посчитало, например, что рабочий Руслан Фаталиев не опознал в Темерханове киллера, которого свидетель описывал как «рыженького и спортивного», потому что адвокат Мурад Мусаев заплатил ему за 15 тысяч рублей.

Но всего, по версии следствия, у адвоката Мусаева был «бюджет» в шесть миллионов рублей   чтобы склонить всю коллегию к вынесению оправдательного вердикта Темерханову. И адвокат Мусаев, вроде бы, решил не тратиться на всех, а подкупить только двух трех харизматичных,   чтобы те сформировали у остальных нужное мнение.

Через неделю после сбора коллегии присяжных ее заседатель Виталий Пронин оказался в офисе господина Мусаева на Большой Никитской улице. Там адвокат и присяжный   по данным присяжного   договорились. Диану Ломоносову и Елену Фоломееву присяжный Пронин привлек уже сам.  А дальше, по версии следствия, работа в совещательной комнате уже велась с помощью «просьб, уговоров и угроз».

Виталий Пронин сегодня свидетельствовать отказался — прокурор зачитывал показания Пронина, мартовские протоколы. В протоколах Пронин вспоминает: как пересчитывал полученные от Мусаева 100 тысяч рублей, как рассказывал адвокату, что одной из присяжных может понадобиться сиделка для больной матери.

Сегодня присяжный Пронин в суде остался один. Диану Ломоносову амнистировали сегодня, Елену Фоломееву — еще в 13 году. Дело против Мурада Мусаева было прекращено в этом феврале за сроком давности.

Когда против Мурада Мусаева возбудили уголовные дела о подкупе, адвокат как раз вел самые громкие свои процессы. Темерханова ждала апелляция, еще должны были возобновиться слушания по делу об убийстве Политковской, еще Мусаев участвовал в «Кущевском деле».

Вообще Мурад Мусаев известен как Чеченский адвокат. Он настоял на признании статьи о Чечне в «Большой энциклопедии» издательства «Терра» экстремистским материалом И отстаивал в суде право учениц носить в школах хиджаб. Мусаев же добился снятия наиболее тяжких обвинений с фигуранта дела о подготовке покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова.

Мусаев, получается, представляет интересы чеченского народа и , конечно, очень многие свои дела проиграл. Умар Батукаев, обвинявшегося в подготовке теракта в Москве в День Победы, был приговорен к пяти годам. Обвиняемые по делу о резне в Кондопоге получили от 4 до 22 лет. В том же году Мусаев выступил за немедленное введение в Чечне суда присяжных.

Дело Темерханова в 2013 году адвокат Мусаев проиграл, потому что первая, подозрительная — по версии следствия    коллегия присяжных была распущена — начиная с Дианы Ломоносовой. Обвинительный вердикт по делу господина Темерханова в итоге вынесли заседатели другого состава. Перед вынесением вердикта наблюдавшие за процессом говорили, что прошлая коллегия, Юсупа Темерханова вполне могла оправдать.

Как показывает практика русского суда вообще, в сложном случае — а у Мусаева такие все   присяжные могут и оправдать. Даже украинская летчица Надежда Савченко, обвиняемая в пособничестве в убийстве российских журналистов, сейчас намерена просить суда присяжных. Российским судам и правоохранителям суд присяжных неудобен. И дело на адвоката Мусаева, а также на трех его присяжных заседателей это тогда, в 2013 году, убедительно доказывало. 

Но примечательно в завершающемся в Преображенском суде процессе над продажными присяжными не то, что система российских судов отторгает формат «народного суда», а то, как настойчиво адвокат Мурад Мусаев продолжал — в том числе и сегодня — защищать того человека, который, по версии Мусаева, Мусаева оговорил, поставил под угрозу его адвокатскую практику и помешал выиграть свободу Юсупу Темерханову.

Когда Мусаев и Пронин впервые встретились за стенами суда, Мусаев его сразу узнал   по бороде «до солнечного сплетения». Еще Пронин в первую встречу сказал, что его «позвал прийти к адвокату голос совести». От той почти мистической встречи у Мусаева до сих пор, два года спустя, остались ясные впечатления, и Пронина он в суде настойчиво защищает.

Мусаев и сегодня переживал, что его сегодня так и не допросят: он приезжает в Преображенский суд уже в третий раз и «только из уважения к суду». Мусаев настаивал в своих сегодняшних показаниях, что Пронин — «одаренный и не подосланный». То есть адвокатирует со своего свидетельской скамьи того человека, который на него донес.

Можно предположить, что Мусаев три раза стучал в двери Преображенского суда только ради присяжного Пронина, а чтобы таким образом — через присяжного Пронина — поговорить с кем то еще. Может быть, с правоохранителями в самом широком смысле.

Сейчас такую же публичную, поверх голов дискуссию ведет и Рамзан Кадыров — с руководством МВД и Следственным комитетом. Мусаев отрицает связи с политическими кругами республики. Рамзан Кадыров как то заступался за адвоката перед СК в своем инстаграме — Мусаев еще тогда просил не преувеличивать значение «того единственного сообщения».

И если не учитывать, что Мураду Мусаеву слишком легко простили подкуп трех присяжных и двух свидетелей, то получается, что это чеченский адвокат на страже русского народа.

Также по теме
    Другие выпуски