Алексей Филатов, ветеран группы Альфа: Волгоград – это не случайно, перед Олимпиадой в Сочи теракты – это ожидаемо

21/10/2013 - 19:51 (по МСК) Мария Макеева
Полковник ФСБ в отставке о версиях теракта в Волгограде и о том, кто и почему становится террористом-смертником
Макеева: Какие процессы в данном регионе, Волгограде, вскрывает это происшествие, на ваш взгляд? Вы не удивились, услышав, что Волгоград на этот раз? Или это такая же цель как крупный город РФ и не только РФ?

Филатов: Волгоград никогда не был в списке в последнее время спокойных городов, ситуация там достаточно давно напряженная, и мелкие террористические акции в этом году были совершены неоднократно. Единственное, что не было такого громкого, серьезного и подготовленного. Я думаю, что Волгоград был взят неслучайно. Во-первых, это очень близко с Северным Кавказом, где находится основное формирование банд террористических, то есть доставка туда «живой бомбы» достаточно простая. Плюс криминогенная ситуация в Волгограде достаточно серьезная, поэтому исполнение этого террористического акта достаточно простое. Волна в СМИ волна вообще – это то, чего добивались террористы, она почти такая же, если бы теракт произошел бы в Москве или в Санкт-Петербурге.

Макеева: Но террористы не выдвигают никаких требований.

Филатов: Вы знаете, дело в том, что активность террористическая была понятна, что она будет возрастать по мере приближения проведения Олимпийских зимних игр. Об этом заявляли в интернете практически в прямом эфире некоторые руководители бандформирований. Понятно, что есть некие силы, которые хотели бы напрягать данную ситуацию в преддверии зимних Олимпийских игр. Поэтому, я думаю, что финансирование бандподполья усилится. К сожалению, мы будем наблюдать некую активность, которая может выразиться, в том числе, в участившихся таких достаточно серьезных терактах.

Макеева: Сначала информагентства со ссылкой на свои анонимные источники в правоохранительных структурах, а затем уже Следственный комитет, как основную версию опубликовал информацию о том, что самоподрыв могла совершить женщина по имени Наида Ахиялова, жена москвича, некого Дмитрия Соколова, которого завербовали, и он стал главарем махачкалинской бандгруппы. Как вам такая версия?

Филатов: Это, в принципе, достаточно рабочая версия. Похожим образом происходило достаточно много раз. Мы знаем, что женщины, чаще всего которые являются «живыми бомбами» и совершают подрывы, они являлись женами, как правило, нейтрализованных бандитов, террористов. В данной ситуации это похоже на реальную тему. Есть уже некая картотека из женщин, которые потенциально могут быть террористками, которые в какой-то момент выпали из поля зрения правоохранительных органов, силовых структур и перестали контактировать со своими близкими родственниками. Такие люди находятся на контроле, этим может быть определено то быстрое время определения этой террористки, ее фамилии, имени и ее принадлежности к тому или иному формированию.

Макеева: Это версия, я напомню, никаких выводов не было сделано, да и пока не может быть. Тем не менее, этот сюжет, что она завербовала москвича, который принял ислам, ушел в бандподполье махачкалинской и возглавил его. Это реальный сюжет? Это что-то новенькое, по-моему, нет?

Филатов: Это немножечко модифицированная вещь. В основном, с чем мы встречаемся в практике, это, как правило, мужчина, приверженец радикального ислама, который, пользуясь мужской составляющей, вербует одну или несколько даже женщин, которые одновременно являются и его женами. Бывали даже случаи, когда происходила инсценировка гибели того или иного террориста, и женщин родственники и соратники подводили к тому, что они должны пожертвовать своей жизнью и провести такой террористический акт. Я думаю, что пока это больше интерпретация журналистская. Я думаю, то в ближайшие часы, дни мы будем знать официальную версию, которая прозвучит из уст официальных лиц. Она, наверное, будет более близка к истине.

Макеева: Алексей Алексеевич, я напомню, что я цитировала сообщение Следственного комитета, которое около часа назад было распространено, поэтому журналистской интерпретацией это трудно назвать, если только в Следственном комитете не увлеклись этой темой. Как вы оцениваете нынешнюю обстановку в стране? Что сейчас главная проблема для страны? Какой сейчас главный нерешенный вопрос? Это терроризм, как показал сегодняшний день, возможно, это мигранты – тема, которую обсуждали последнюю неделю, или угроза распада страны – популярная тема на федеральных каналах в минувшие выходные?

Филатов: Самое главное, самая большая проблема – это отсутствие достойного развития нашей страны. И это отсутствие как бы окрашено и террористическими проблемами, потому что мы же знаем, что люди, которые совершают теракты, это не случайные люди. Они не случайно попадают  в эти бандформирования. Это, как правило, люди не очень развитые, ограниченные в получении информации, и самое главное – не видящие какой-то цели на горизонте. Это, в основном, обосновано социальной неустроенностью, бывают в этом плане исключения. Та же миграционная проблема, опять же, связана с тем, что, к сожалению, наша экономика развивается не должным, а главное, неправильным образом. Если мое мнение хотите узнать, что страшнее – миграционная проблема или террор, я думаю, что во главе угла стоит коррупционная составляющая. Пока мы не поборемся с коррупцией, мы не поборем ни одну из этих проблем, на которых стоят такие вещи, как миграция, терроризм и все остальные проблемы нашего общества.

Другие выпуски