«Три вопроса русской интеллигенции — что делать, кто виноват и у кого есть зарядка для шестого айфона». Продажи стартовали

26/09/2014 - 00:11 (по МСК) Павел Лобков

Судная ночь очередей наступает в ночь с 25 на 26 сентября в России и еще 19 странах.

В СССР вы стояли за колбасой, за холодильником, куда кладут колбасу, и за ковром, на котором стоит холодильник. Потом, казалось, все позади, нет очередей за колбасой, ковры вышли из моды, вы стоите в пробках в машине с колбасой и холодильником. Но это не может длиться вечно. Вечная истина от Иосифа Бродского, как отлиться в форму массе кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе? В США номерки в очереди на прошлой неделе перепродавали за рекордные суммы в 200 тысяч долларов, чтобы купить айфон.  

В студии Дождя: Борис Веденский, видеоблогер, главный редактор Droider.ru; Александр Тхостов, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова; Николас Коро, член совета гильдии маркетологов.

Лобков: Борис, как я понимаю, у вас в руках уже вожделенный предмет, то, чем хотели бы обладать миллионы, миллиарды. Покажите, пожалуйста, эту га… это чудо. Есть анекдот: стоят люди утомленные, вбегает молодой человек и говорит: «Заберите ваши презервативы – они рвутся», за ним входит старичок и говорит: «И заберите и мои – они мнутся и гнутся». Говорят, что он мнется и гнется. Это правда?

Веденский: Вам должно лучше стать сейчас, потому что вы в руках держите…

Лобков: Нет, он не мнется, а реклама была, что он гнется.

Веденский: Затроллили.

Лобков: Он, правда, мнется и гнется?

Веденский: Большая версия, есть вторая версия 6+.

Лобков: А вы когда их полюбили?

Веденский: Кого?

Лобков: Вот эти.  

Веденский: На самом деле я не самый большой поклонник устройств Apple, но я люблю гаджеты достаточно давно. Я просто учился в Бауманке, мы, программисты – люди замороченные на этом всем.

Лобков: Александр Шамилевич, когда качков спрашиваешь: «Для чего вы качаетесь?», они говорят: «Для себя». «Зачем ты купил iPhone 6?», - спрашиваешь людей, они говорят: «Он удобный». Это правда или это легенда, которую люди создают для себя?

Тхостов: Это абсолютная неправда, потому что придется переучиваться на него, он немножко иначе устроен, хотя интерфейс там совпадает. Они даже когда обновляют, каждый следующий не всегда удобнее предыдущего. Я не думаю, что он обладает каким-то таким качеством удобства, что ради этого нужно стоять в очереди.

Веденский: Вы потрогайте.

Тхостов: Я телефон не трогаю, я по нему должен звонить. У телефона, на мой взгляд, есть одна функция – по нему нужно разговаривать.

Лобков: Айфономания есть. И это уникальная вещь, потому что они не вкладываются в рекламу практически.

Коро: Эта реклама гораздо более тактична и изящна, она называется «позиционирование». Но у телефона есть сейчас вторая функция – не только звонить, но и демонстрировать свой статус.

Тхостов: Это было всегда. Я помню, когда телефоны изобрели мобильные.

Лобков: У меня был.

Тхостов: Вот это была такая штука, им было неудобно пользоваться. Я видел негров… Это удобно здесь?

Лобков: Темнокожих.

Тхостов: Темнокожего, у которого были изделия из дерева, копии этих телефонов…

Лобков: Карго-культ.

Тхостов: Не карго-культ. Карго-культ – я молюсь, а это – чтобы все видели, что есть такой телефон. Это не единственный объект. Имеется такая сумка «Биркин», 10 тысяч долларов и нужно стоять в листе ожидания. Это называется статусное потребление.

Лобков: А есть потребность стоять в очереди? И как объяснить, что в Нью-Йорке очереди были, а у нас, судя по сообщениям… Появилась уже очередь, как сообщает Егор Максимов. Очередь появилась, но не такая сумасшедшая. С чем связать это?

Тхостов: Мне кажется, люди поразумнее здесь стали. Они понимают, что ну не куплю я сегодня, что произойдет за эту неделю или за две недели, что я без него жить не смогу? Это что, кусок хлеба?

Веденский: Нет. Здесь есть техническая причина очень понятная, потому что мировой старт продаж начался неделю назад, и если ты настоящий Apple man, если ты крутой парень, то ты должен…

Коро: А у вас откуда?

Веденский: Я работаю в этой области, мы договорились с партнерами, которые нам привезли. Я бы хотел сказать, что я отстоял, но я не отстоял.

Лобков: А как объяснить психологическую зависимость от iPhone?

Тхостов: Нет никакой специальной психологической зависимости, как от любой статусной вещи. Но здесь вы немножко правы. Я считаю, что у них абсолютные гении маркетологи, они подсадили, если вы помните, в 90-е годы детей, когда они слушали музыку.

Лобков: Это был iPod.

Тхостов: Да-да.

Веденский: Это 2000-е.

Тхостов: Потом эти стали покупать компьютеры, потом появился iPhone, iPad и вся линейка. Вы, наверное, помните, что в 90-е годы эта компания отставала от Microsoft, они теряли рынок очень сильно.

Коро: Они одни из первых на брендовом рынке, а есть отдельный локальный рынок супербрендов глобального масштаба, который конкурирует между собой либо сливается в экстазе сопродаж, они доказали, что внешность может быть главнее начинки.

Лобков: Александр, скажите, в этом есть элемент нездоровья?

Тхостов: По-моему, есть. Я бы сказал, что это какая-то избыточная зависимость от таких побрякушек, обожествление вещи, которая должна быть чисто функциональная. Часы должны показывать время, по телефону нужно говорить. И часы за пять тысяч долларов не показывают время в тысячу раз лучше, чем часы за пять долларов. Это ловушка, в которую люди из-за тщеславия, из желания приобщиться…

Веденский: Смешно, когда о тщеславии говорят четверо мужчин, которые сидят в прямом эфире телевидения.

Тхостов: Подождите, у нас нет iPhone 6.

Лобков: Борис, у евангелизатора получилось…Это же первое посмертное произведение Стива Джобса?

Веденский: Нет, я думаю, что разрабатывали даже после, потому что Стив Джобс говорил о том, что размер смартфона не будет увеличиваться.

Лобков: Как вы думаете, сколько продержится мода на телефоны «i», на эту букву «i»?

Тхостов: Его поменяют очень быстро, чтобы вы снова заплатили деньги и постояли в очереди.

Веденский: Мне кажется, что, скорее, это культурное явление. Это превращается в некоторый мем, очереди каждый год. Людям просто интересно, что происходит, люди привыкли к таким хэштегам, можно в Твиттере написать «Очередь за iPhone. Я пришел». Что касается Москвы, сейчас это любопытное явление в том смысле, что впервые в Москве будут очереди, потому что впервые в России продают всего лишь спустя неделю после официального запуска. Обычно в России продавали через три месяца. Эффект в этом есть. 

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски