Соглашения строчка за строчкой: где уступил Киев, а где «республики», и на кого пришлось давить Путину

13/02/2015 - 02:07 (по МСК) Антон Желнов

Владимир Путин приехал в минский Дворец независимости последним, а уехал сегодня первым. Заявления Ангелы Меркель о том, что Путин под конец переговоров оказал давление на сепаратистов, чтобы те согласились на подписание мирного договора, прозвучали уже позже.

Напомним,  сначала ни прибывшие в Минск лидеры «ДНР» и «ЛНР» — Александр Захарченко и Игорь Плотницкий — договор подписывать не хотели, и на ленты информагентств даже посыпались молнии. Но в итоге оказались правы те, кто говорил, что лидеры ополчения просто фронтируют перед Владимиром Путиным и оттягивают время. В результате все подписали вместе с представителями трехсторонней контактной группы, куда входят лидер «ДНР» Денис Пушилин, глава «ЛНР» Игорь Плотницкий, посол Хайди Тальявини, второй президент Украины Леонид Кучма и посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов.

Еще с 19 сентября прошлого года, после первых минских соглашений, понятно, что Украина остается унитарным государством, и ни о какой федерализации речь быть не может. Торг лишь за автономный статус. Второй важный пункт – в документе нет ни слова про Донецкую и Луганскую «республики». Они упоминаются как «области».  Президенту Петру Порошенко также удалось договориться с Владимиром Путиным о том, что военный летчик Надежда Савченко и режиссер Олег Сенцов, находящиеся сейчас в российской тюрьме, будут освобождены по обмену. Кроме того, исходя из текста, должна освободить  заложников и незаконно удерживаемых лиц по принципу «всех на всех»; произойти это должно после отвода тяжелых видов вооружений. Также вместе с вооружением территорию Украины должны покинуть иностранная техника и наемники. В Киеве считают это российской армией. Украина также должна сохранить контроль над государственной границей во всей зоне конфликта.

Чего удалось добиться России и пророссийским силам «ДНР» и «ЛНР»? Прежде всего, это украинская конституционная реформа. Принятый в прошлом году закон об автономии Донецка и Луганска должен быть закреплен в конституции страны. Кроме того, как сказал Путин, сам закон об автономии должен заработать.  После того, как в ноябре прошлого года «ДНР» и «ЛНР» провели самостоятельные выборы, Порошенко заявлял, что может отменить подписанный им закон об особом статусе Донбасса. Теперь Россия настаивает не только на реализации этого закона и широкой автономии регионам, но и просит закрепить это в конституции Украины. Из этого следует и проведение выборов на Донбассе в органы местного самоуправления. Останутся  в новой конфигурации Захарченко и Плотницкий,  либо они просто войдут в местные парламенты, не ясно. Важнейший пункт договора – это границы военной зоны. Если Украина должна отвести все вооружения от линии фронта, которая существует сейчас, и эта линия не в пользу Украины,  то   «ДНР» и «ЛНР» оставят оружие на границах, которые была зафиксированы 19 сентября.

Кроме того, России удалось настоять на амнистии для всех задержанных в плен ополченцев. Но в данном пункте интересы России и Украины совпадают. 

Фото: АР

Другие выпуски