Лауреат «Букера» Владимир Шаров: «В России будет рай, когда допишут „Мертвые души“»
Если бы Гоголь дописал вторую часть «Мертвых душ», Россия была бы другой страной. Хотя премию «Русский букер» единодушно прочили Захару Прилепину, автору романа «Обитель» про Соловки и интеллектуальному адвокату «Новороссии», жюри выбрало метафизическое повествование Владимира Шарова «Возвращение в Египет», где в письмах, якобы или по настоящему обнаруженных в забытых архивах то из сталинских лагерей. то из казахской глуши, потомки Гоголя пытаются дописать его сожженную рукопись. Подробнее обсудили это с самим Владимиром Шаровым.
Лобков: Хочется узнать, Владимир, насколько письма, которые вы использовали здесь, а это роман в письмах, это необычная достаточно для современной литературы форма, насколько эти письма базируются на какой-то реальности? Потому что их содержание бывает иногда невероятным. Я начну с цитаты: «Что я имею в виду, - пишет один ваш корреспондент другому, - что беда в том, что мы, Новый Израиль (он имеет в виду Россию), выстроили свою историю, собрав из Христа и антихриста палиндром. Смотри: справа налево: ковчег Моисея, ларец из папируса, обмазанный асфальтом и смолой. Слева направо: ковчег императора Петра I», которого, кстати говоря, многие из ваших респондентов так же, как Александра II, считают подкидышем, которого обнаружили во время наводнений, подступавших к Зимнему дворцу. Я думаю, что это книжка – подарок всем конспирологам, любителям всевозможных загадок и нестандартных трактовок российской истории. Какие из этих писем, которые вы использовали, подлинные или все от начала до конца сочиненное?
Шаров: Я никаких конспирологов в виду не имел. Это были мифы очень распространенные среди староверов о том, что Петр – подкинутый в бочке, эту бочку выкинуло на берег Балтийского моря, там ее подобрали. Поскольку у царицы рождались только девочки, его выдали за ребенка царицы. Нет, здесь никакой нет конспирологии. Письма выдуманные, но я стараюсь, во всяком случае, не выдумать ничего. Мне все время казалось, пока я писал эту вещь довольно много лет, казалось, что вся русская история после смерти Гоголя – это попытка так или иначе дописать «Мертвые души». Известно, что была написана и опубликована первая часть - «Ад», а должна была быть…
Лобков: Которую мы все читали в школе и рассматривали, как комедию-поэму. Она же называлась поэмой.
Шаров: Да. Первая часть поэмы. Вторая часть «Чистилище» была сожжена, а третья часть была не начата, не написана. И дальше была бездна попыток сначала чисто литературных дописать «Мертвые души», не «Рай», хотя бы «Чистилище». А потом, по моим представлениям, уже власть взяла это на себя, и гражданская война, и построение рая на земле, коммунизм – это все попытки, так или иначе, дописать такой переходник. Это и «Сны Веры Павловны» у Чернышевского и так далее. Мне трудно судить, но к конспирологии я равнодушен, бесконечно от нее далек.
Лобков: Как в вас историк боролся с писателем? Потому что историк должен придерживаться документированных взглядов на мир, а тут у вас полет фантазий вплоть до того, что Россия – Новый Израиль, ставший империей, пишут ваши герои.
Шаров: Так она себя воспринимала. Было много замечательных книг. Мне когда-то попалась книжка, это и так точка зрения крайне распространенная, отчасти это та точка зрения, которая изначально строилась и росла, в Московское царство еще, не империя, понимание того, что Русь – это Новый Израиль, а Россия – это новая святая земля, народ Божий. Я, как историк, абсолютно ортодоксален и совершенно точен.
Лобков: Сейчас, в последние годы мы видим попытку смешать историю с мифологией и привнести ее в государственную политику. Когда нам первые лица государства говорят о том, что Россия непрерывно, то есть это одно и то же государство, от Корсуня до Владимирского или Георгиевского зала Кремля, хотя, как минимум, там было много-много Россий, которые кончались и начинались заново, как мне кажется. Путин тоже хочет дописать, что ли, таким образом эту книгу Гоголя таинственную, мистическую «Мертвые души», он тоже хочет округлить российскую историю и сделать ее внутренне непротиворечивой?
Шаров: Лично про Путина я не знаю, но мне кажется, что на каком-то этапе все люди, которые приходят к власти, попадают в это гнездо. Когда они начинают думать об истории, что-то для них кажется естественным, теплым и комфортным, а что-то кажется чужим, плохим. И рано или поздно они пытаются и себя, и свою политику встроить в то, как они эту историю понимают. Не факт, что они ее понимают правильно.
Лобков: Эта идея с «русским миром», которая сейчас так популярна, «русский мир», который больше территориально, чем Россия, поэтому позволяет России кое-что делать в смысле военном, геополитическом. Эта история периодически возникала, как я понимаю, в последние века?
Шаров: Я думаю, что это некоторые попытки соединить, это не история, это некие исторические ассоциации. Мне они совершенно далеки и чужды, но, наверное, можно считать, что везде, где человек читает по-русски и русские книги, даже если он живет в Чили, это русский мир в этом смысле. Есть в жизни бесконечно расширенное толкование всего и вся, которое приводит к каким-то непосредственным и часто чрезвычайно жестоким поступкам и действиям.
Лобков: Вы писали эту книгу 5 или 6 лет, но как будто вы ее писали к сегодняшнему дню, потому что сейчас дискуссии об истории становятся дискуссиями о жизни. Если Россия была литературоцентричной страной, сейчас историяцентричной, то есть ты можешь ехать в троллейбусе и услышать разговоры о том, хорош ли был Лжедмитрий II для России или нет, появилась ли при нем банковская система, условно говоря. Вы ожидали такого совпадения?
Шаров: Отчасти попытки все восстановить и войти в то русло, которое считалось обычным и устоявшимся, мне кажется, начались очень рано. Мне кажется, что они были еще в начале 1990-х годов. Был Ельцин, который, насколько я понимаю, был к этим попыткам в достаточной степени равнодушен или выступал против. Понимаете, это все, так или иначе, некоторое прочтение истории, и мифология – такое же прочтение истории, как и любая другая. История делится на две части, одна часть занимается археологией, реально бывают съеденные факты, эти факты можно между собой сравнивать, связывать и так далее. А остальная часть – это мифология. Мифология может завести куда угодно до абсолютной бесконечной грани. Русский мир может быть и всей вселенной с легкостью и мгновенностью.