Киберпанк в эпоху развитого путинизма: как будущее уживается со средневековым ужасом вокруг нас

09/10/2014 - 20:55 (по МСК)

Пока депутаты заставляют иностранный софт причудливо вписываться в причудливые российские реалии, цукерберги и брины заговорили с экранов наших телефонов на живом великорусском языке. В угоду желтому дьяволу и конъюнктуре поисковик даже Сталина вам покажет, даже когда вы не просите. . Как киберпанк уживается с развитым путинизмом и тяжелеющими скрепами – в  колонке шеф-редактора сайта Дождя Ильи Клишина. Смотрите полную версию выпуска.

Почти как начало «Тома Сойера».

– Окей, гугл.

– Нет ответа.

Говорю громче и медленнее.

– Окей, гугл.

– Ответа нет.

Наклоняюсь совсем близко к ноутбуку и буквально ору в него

– ОКЕЙ, ГУГЛ!.

 Он, наконец, оживает. На экране загорается красная кнопка, и он готов со мной поговорить. Окей. – Надо ли завтра брать зонт.

– Нет, - отвечает скрипучий женский голос, - вероятность дождя мала.

– Покажи мне картинки Таллина.

– Вот, что я нашла по запросу «картинки Сталина», – отвечает она.

И показывает много фотографий вождя. Мы мило беседуем об Иване Тургеневе и о блюдах мексиканской кухни. Да, надо кричать, вроде того как сто лет назад тоже кричали в телефонные трубки: «ОКЕЙ, БАРЫШНЯ!». В телефоне тоже поселилась эта барышня. Она тоже понимает по-русски, но отвечает почему-то – как я не рылся в настройках - по-английски. Я, в общем, не возражаю. Но это все временные трудности. Пройдет каких-нибудь пару лет и их поправят. Как, помните, десять лет назад, еще не было айфонов, но были уже первые смартфоны, миниатюрные телевизоры-гробики, которые очень медленно выходили в интернет и даже могли показывать видео в плохом разрешении. Медленно, вразвалочку будущее вошло ко мне на кухню. Я наклонился над компьютером и уже вижу его. Оно как всегда пришло внезапно – как маяковское «нате!».

Если оглядеться вокруг, это же двадцать первый век, вы заметили? второе его десятилетие, и я готовлю ужин, разговаривая с компьютером. Но почему же не хочется кричать «остановись мгновенье, ты прекрасно». Начитавшись фантастов, мы ждали светлое, чистое, доброе будущее. Людей в облегающем трико как в «Стартреке». Космические полеты. Летающие аппараты. И главное лучших, более мудрых что ли нас. А вышла какая-то антиутопия в жанре киберпанк. У входа в метро валяется мусор, стоит сенсорный аппарат для оплаты мобильных телефонов, на нем висят объявления: «Сдам квартиру, строго славянам» и «Купим волосы. Дорого».

Где мечта о космосе? Ее, слишком дорогую и бессмысленную, осторожно задвинули куда подальше. Зачем нам Марс, когда есть новый айфон. На последней технологической развилке человечество мечте о дальних звездах предпочло умную кофеварку. Это как если бы плавания Колумба европейцы решили: а может оно нам и не нужно. А в России на все это накладывается еще причудливое, выросшее из брежневских кухонь средневековье.

Оплатить услуги ЖКХ можно теперь онлайн, а после этого сотрудников собеса повезут автобусами на очередную акцию против украинских фашистов. Новые 3Д-телевизоры, уже без очков, покажут вам в хай-дефинишн очередную «Анатомию» на федеральном канале.  Мобильное приложение подскажет, что лучше есть во время поста и даже предложит цитату дня – стих Симеона Нового Богослова или священно-безмолвствующий афоризм Григория Паламы. Сам по себе интернет, по задумке хранилище человеческой мудрости, превратился в свалку пошлости и глупости.

Социальные сети, призванные создать площадки для обсуждения, дали пищу для ненависти и злобы. Их теперь модно называть троллингом. Человек может узнать за секунду все, что угодно, прочитать любые книги, посмотреть любые картины и фильмы, достаточно только кликнуть. Но зачем, когда он стремится собрать побольше лайков и написать остроумный комментарий. Будущее, извините уже, оказалось совсем не таким, как обещал советский журнал «Техника – молодежи» в семьдесят каком-то году прошлого века. Космонавты болтаются на орбите, забытые всеми. Всемирное знание лежит у каждого в кармане, но проигрывает по интересности котикам. Гастарбайтеры устало метут мусор у новых электронных столбов оплаты парковки. И премьер-министр тайком играем в энгри бёрдс на телефоне. Все то же самое. Всё, как всегда. Ну такое вот будущее оказалось. Зато теперь можно поговорить с компьютером. Наконец-то, после смерти Ганди появился достойный собеседник. И на вопрос «как дела», всегда можно сказать: «Окей, гугл».

Другие выпуски