«Это копия копии копии». Почему все статуи царей, которые ставят при Путине, так похожи друг на друга

21/11/2014 - 00:53 (по МСК) Павел Лобков

У стен Кремля президент сегодня открыл памятник Александру Первому. Новое изваяние обсудили со скульптором Георгием Франгуляном. 

От «дня александровых прекрасного начала» до «властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь враг труда нечаянно овеян славой над нами царствовал тогда» – это пушкинские оценки его правления, между которыми 24 года правления западника, потом победителя Наполеона и завоевателя Грузии и Финляндии, недораскрепостителя крестьян и автора концепции военных поселений. С каким периодом правления Александра сейчас сравнивает себя Путин?

Недавно в Белграде президент открыл памятник Николаю Второму. Патриарх Кирилл сказал тогда: «Он принес в жертву свою корону, свое царство и свою жизнь, чтобы спасти Сербию и спасти Европу».

Еще был памятник сильному Столыпину у белого дома на площади свободной России, тут понятны и дата, конец президенства Медведева при сильном премьере Путине, и тренд на стабильность, которая превыше всего, и затертая, столыпинская фраза про то, кому нужны потрясения, а кому – великая Россия.

В ряду монархического новодела путинской эпохи первым был Александр Второй. Союз правых сил, фактически правящие либералы начала первого срока Путина, считали его своим и желали это дело увековечить, причем непременно в Кремле, где до 1918 года Александру второму был посвящена целая композиция. Граф Игнатьев вспоминал отзывы критиков: «Что это за безумный план царя засунуть в кегельбан». 

В Александровском саду, где сейчас стоит его дядя, должна была возвыситься шестиметровая фигура царя освободителя, но эпоха СПС и восхищения Александром вторым быстро прошла после дела ЮКОСа, памятник стал несоразмерен, и федеральная служба охраны прогнала его прочь от кремля. Из-за переноса места установки фигуре пришлось трижды менять голову, в конце концов, Александр Второй теперь что-то вроде садовой скульптуры у Храма Христа Спасителя.

 И вот  очередь самого противоречивого из Александров. Потому что с третьим все понятно, кто заходил во двор Мраморного дворца в Петербурге, тот видел.

«Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест».

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Другие выпуски