Политолог Сергей Марков: «„Единая Россия“ забюрократизировала патриотические порывы снизу»

11/03/2014 - 20:22 (по МСК) Павел Лобков

Павел Лобков поговорил с политологом, членом Общественной палаты Сергеем Марковым о казенных митингах за русский Крым.

Лобков: Скажите, Сергей Александрович, как вы оцениваете сейчас напряженность пропагандистской войны между Москвой и Киевом, скажем так?

Марков: Мне кажется, что не между Москвой и Киевом идет, а между двумя частями Украины, прежде всего, поскольку Москва с Киевом в конфликте не находится. Украина расколота, это достаточно очевидно, и там идет мощнейшая борьба. При этом часть граждан Украины во многом лишены доступа к СМИ. Известно, что в Киеве введена де-факто цензура неонацистскими боевиками и союзами с ними киевской хунты.

Лобков: Вот вы уже употребили, по-моему, пропагандистские штампы, вот это нацибендеромайдановцы, майданутые, майдауны.

Марков: Я читал в МГУ шесть или семь лет двухсеместровый курс по авторитарным и тоталитарным режимам. Я говорю о том, что «Правый сектор» и партия «Свобода» полностью подпадают под название неонацистские. А, с другой стороны, группы людей, незаконно захватившие власть, традиционно называются хунтой.

Лобков: Можно много спорить о политике, но когда мы спорим о политике, мы употребляем, как правило, нейтральные выражения. Вы употребляете выражения очень окрашенные, например, одно из свидетельств – это то, что сейчас Хрущев стал чуть ли не самым ужасным и отвратительным персонажем за всю историю России за тот акт 1954 года. Как вы считаете,  вот это естественный процесс или это придумано в некотором штабе, что давайте сейчас переключим внимание на Хрущева, кровь, пролитую нашими отцами, и это сработает для мобилизации общества?

Марков: Вы знаете, мне кажется, что это естественный процесс. Хрущев, честно сказать, думаю, здесь особо не при чем, он передал Крым от одной части государства другой части государства, это достаточно естественно, кстати, в честь 300-летней вечной дружбы между Россией и Украиной. Кстати, логика здесь есть полная, что Крым был в составе Украины, только когда она была в одном государстве с Россией, и в знак дружбы. Нет дружбы – нет Крыма в составе Украины. Нет их в едином государстве – нет Крыма в составе Украины. Мне кажется, что и на эту логику обращает внимание люди. Но Хрущев никакого преступления не сделал, нечего его  винить, это была просто Крымская область. Что касается крови, пролитой действительно многими поколениями россиян, русских людей, то она действительно является мощным фактором, который оказывает влияние на политику.

Лобков: Сергей Александрович, как раз я видел очень много картинок, к сожалению, в это время был в эфире и мог пойти посмотреть сам, на митинге, которые происходили, в частности, на Васильевском спуске. По моему мнению, там не хватает, что называется, живой жилки, живого творчества, живого креатива, там как-то очень казенно все выглядит, одинаковые, под копирку нарисованные лозунги, люди, которые толком не могут объяснить, зачем они пришли. Вам не кажется, что нет позыва снизу, что называется, нет творческой жилки, которая могла бы влить свежую струю в эту агитацию? Потому что агитация, как я понимаю, государству нужна сейчас.

Марков: Вы знаете, я полностью с вами согласен. Вы обратили внимание на мой пост о том, что Янукович признал к самому главному – не выполнять преступные приказы хунта, которые хотят втащить в гражданскую войну. Я тоже писал о том, что мне кажется, что чрезмерная бюрократизация этих митингов идет, причем посыл снизу есть огромный. Люди же не отрываются, смотрят телевизор, происходящее в Крыму и в Украине, люди очень хотят выйти на митинги, поддержать крымчан, но происходит это как-то бюрократически, я это вижу. Люди приходят, они частично вдохновлены, но не все, а многие люди, которые хотели бы прийти, у них нет такой возможности. Если более откровенно это делать, с душой, творчески, то митингов было бы больше и энергичнее было бы.

Лобков: Как вам кажется, федеральные каналы перешли красную черту, за которой уже может наступить вражда ко всему украинскому народу?

Марков: Нет. Федеральные каналы вообще никакой вражды к украинскому народу не выказывают. Смысл месседжа федеральных каналов заключается в том, что милый, бедный, родной, добрый, прекрасный наш братский украинский народ находится под плитой оккупации со стороны неонацистской хунты. Здесь к украинскому народу только позитивное отношение выражается. А вот бюрократизация – это очень важный процесс, который меня заботит. Я давно уже говорил о том, что в «Единой России» происходит некое столкновение между яркими и серыми, и серые на протяжении долгих лет все больше и больше побеждали. В результате там прошло вымывание ярких людей, зачастую некому такую бюрократическую повестку проводить. Партии власти надо очень серьезно подумать.

Лобков: А вы сами видели Twitter «Вежливые люди»? Он очень странный, такое ощущение, что его ведут сами представители войск, потому что они дают положительную информацию об этих людях в униформе, которые там находятся. Я абсолютно уверен, что это российские войска – у них очень хорошее вооружение. Но вот как они себя подают, вот такие лозунги интересные: «Вежливость - это нежность, это любовь, это согласие!», такие позитивные слова, в позитивной коннотации они подают свое присутствие  на крымской земле. Как вам кажется, как эксперту, это инициатива снизу или это пиарщики генштаба просто очень хорошие?

Марков: Вы знаете, действительно великолепный мем – «вежливые молчаливые люди» – ВМЛ, это пошло с майдановских информационных источников. Это они начали называть их сначала в шутку, в насмешку - «вежливые молчаливые люди», намекая, что это российские солдаты. Но этот мем быстро вошел, и это не пиарщики генштаба, это вполне противники этих «вежливых и молчаливых людей», оказалось, это работает на очень хороший позитив. 

Фото: РИА Новости/Александр Шалгин

Другие выпуски